Горожане и их образ жизни говорят о развитии общества. В средневековом городе жили, как правило, богатые люди, такие как купцы, землевладельцы и судовладельцы. Их представители занимали «магистратуры» в городском совете, они заведовали казной. Помимо знати в городах жили рыцари, но они жили в каменных домах, которые скорее были замками.
Также в городе за основными стенами жили ремесленники. Они тоже хотели участвовать в управлении города, за что и боролись, начиная с 14 века. И действительно, в некоторых городах ремесленники становились делегатами городских советов и получали возможность управлять городом.
А еще в городе жили бедняки. Вся грязная и тяжелая работа выполнялась ими. Бедняки были слугами, матросами. В городе обитали «сословия», находящиеся ниже бедняков – немощные и искалеченные, не имеющие средств к существованию, воры, голодные, те, кто бежал из деревень. Бедняки боролись за свои права и с эксплуатацией посредством восстаний, которые жестоко подавлялись со стороны землевладельцев, сеньоров, элиты.
В городах жили около 5-6 тысяч человек и это был крупный город. Нормальным считался город, в котором проживало от 1 до 2 тысяч человек. Мегаполис – город, в котором жили 40 или 50 тысяч человек. Такими городами были Гамбург или Любек. Настоящими муравейниками считались Париж и Лондон, тот же Константинополь, где жили до 200 000 человек.
Горожане занимались ремеслами и торговлей, сферой обслуживания.
Город строился так: были мощные стены, которые защищали город снаружи, а также были бойницы, ворота – город был крепостью. За городом были поля и пастбища, поэтому животные заходили в город. Дома строились близко друг к другу – ширина главной улицы всего 8 метров, а переулок был шириной в 2 метра максимум. Дома были узкие, но в несколько этажей. Материалом было дерево, поэтому при пожарах город загорался как спичка. Еще в городах не было канализации, водопровода, света на улицах и мостовых, поэтому выкидывали на улицу, от чего все инфекции и крысы. Зато в городе была рыночная площадь, где стояла ратуша.
Происхождение Б. п. связано с развитием различных видов объединений правосл. мирян: приходских общин, «медовых» союзов, ремесленных цехов, групп коллективных патронов. Наиболее архаичной формой объединения мирян на украинско-белорус. землях является «медовое» братство, главная функция к-рого сводилась к ритуальному употреблению меда в дни, посвященные первоначально богам - покровителям местной общины, затем христ. праздникам. С развитием общественных отношений при храмах формировались союзы представителей определенных профессий или социальных групп - ремесленные цеха, братства представителей городской верхушки и т. д. Наиболее поздней формой союзов следует считать коллективные объединения мирян - патронов храма. Между различными видами союзов не существовало четкой границы, наименование «братство» применялось по отношению ко всем рассмотренным союзам мирян (напр., из 26 братств, наиболее активно действовавших в кон. ХVI в. на украинско-белорус. землях, 7 объединений регулярно сытили мед и по этому признаку могут считаться «медовыми» братствами, 4 союза являлись ремесленными цехами, 6 - общегородскими объединениями, 2 совмещали в себе различные признаки).
В сер. XVI в. ряд приходов Перемышльской и Львовской епархий сочли необходимым юридически закрепить традиц. для правосл. общин права и функции и по образцу католич. союзов образовать особые приходские братства, получившие наименование «духовных»: были созданы Львовские Благовещенское (1542) и Никольское (1544) братства, Дрогобычское Крестовоздвиженское (1556), Вишенское Троицкое (1563) и, возможно, Перемышльское Рождества Иоанна Крестителя (1571). Все они получили письменное подтверждение своих прав от епархиальных архиереев. Эти права заключались в душевному избавлению и по смерти покою и на память вечноя предком и родителям их». Братчики брали на себя обязательства заболевшим и обедневшим членам братства и участвовать в похоронах, на деньги братчиков ежегодно служились 4 заупокойные службы и 1 молебен. Кроме того, отдельные общины, обычно в крупных городах, где проблема защиты правосл. храмов от посягательств католиков стояла очень остро, имели письменное подтверждение своего права опеки над храмом (львовские мещане получили такое право по отношению к Успенской ц. еще в сер. XV в.).
Говорить о возникновении собственно Б. п., имевших устав и четко сформулированные задачи деятельности, можно с кон. XVI в. Первым получило организационное оформление Львовское Успенское братство, устав к-рого в 1586 г. был утвержден Антиохийским Патриархом Иоакимом. В 1590 г. братство было изъято из юрисдикции Львовского епископа и подчинено Киевскому митрополиту. В 1593 г. стало Патриаршей ставропигией. К кон. XVI в. можно говорить о существовании на украинско-белорус. землях по меньшей мере 38 Б. п., координировавших свою деятельность в рамках братского движения (далеко не все существовавшие в то время братства участвовали в этом движении).
Большинство братств на западнорус. землях в XVI в. создавалось при приходских храмах, в XVII в.- при мон-рях. В отличие от католич. братств при правосл. храмах основывался только 1 союз. Б. п. назывались по храму или мон-рю, при к-ром существовали, большинство братчиков было прихожанами данного храма, хотя вступить в братство могли представители всех сословий вне зависимости от места жительства. Братчики были обязаны заботиться о содержании храма и причта и обладали определенными правами по отношению к храму. При вступлении в братство братчик под страхом церковного отлучения всей семьи клялся исполнять все решения братства и возложенные на него обязанности. В случае смерти братчика или члена его семьи все члены союза обязаны были участвовать в похоронах, дважды в год в церкви служились заупокойные службы. Ежемесячно братчики собирались для решения текущих дел и чтения духовной лит-ры. Др. встречи имели место во время главных церковных праздников (Пасха, Рождество Христово, Успение Пресв. Богородицы и др.), по случаю к-рых устраивался пир вскладчину - братчина. Ежегодно происходили перевыборы руководства братства: старших братчиков (их могло быть от 2 до 6 чел.), др. должностных лиц (казначея, писаря, сборщиков милостыни, попечителей храма, богадельни, школы) и ревизия братской казны. Казна состояла из вступительного и ежегодных взносов братчиков, штрафов за проступки, добровольных пожертвований, в т. ч. завещаний, средств от аренды или продажи братского имущества и книгоизд-ва. Размер казны колебался от неск. десятков до неск. тысяч польск. злотых в разных объединениях.
Горожане и их образ жизни говорят о развитии общества. В средневековом городе жили, как правило, богатые люди, такие как купцы, землевладельцы и судовладельцы. Их представители занимали «магистратуры» в городском совете, они заведовали казной. Помимо знати в городах жили рыцари, но они жили в каменных домах, которые скорее были замками.
Также в городе за основными стенами жили ремесленники. Они тоже хотели участвовать в управлении города, за что и боролись, начиная с 14 века. И действительно, в некоторых городах ремесленники становились делегатами городских советов и получали возможность управлять городом.
А еще в городе жили бедняки. Вся грязная и тяжелая работа выполнялась ими. Бедняки были слугами, матросами. В городе обитали «сословия», находящиеся ниже бедняков – немощные и искалеченные, не имеющие средств к существованию, воры, голодные, те, кто бежал из деревень. Бедняки боролись за свои права и с эксплуатацией посредством восстаний, которые жестоко подавлялись со стороны землевладельцев, сеньоров, элиты.
В городах жили около 5-6 тысяч человек и это был крупный город. Нормальным считался город, в котором проживало от 1 до 2 тысяч человек. Мегаполис – город, в котором жили 40 или 50 тысяч человек. Такими городами были Гамбург или Любек. Настоящими муравейниками считались Париж и Лондон, тот же Константинополь, где жили до 200 000 человек.
Горожане занимались ремеслами и торговлей, сферой обслуживания.
Город строился так: были мощные стены, которые защищали город снаружи, а также были бойницы, ворота – город был крепостью. За городом были поля и пастбища, поэтому животные заходили в город. Дома строились близко друг к другу – ширина главной улицы всего 8 метров, а переулок был шириной в 2 метра максимум. Дома были узкие, но в несколько этажей. Материалом было дерево, поэтому при пожарах город загорался как спичка. Еще в городах не было канализации, водопровода, света на улицах и мостовых, поэтому выкидывали на улицу, от чего все инфекции и крысы. Зато в городе была рыночная площадь, где стояла ратуша.
Происхождение Б. п. связано с развитием различных видов объединений правосл. мирян: приходских общин, «медовых» союзов, ремесленных цехов, групп коллективных патронов. Наиболее архаичной формой объединения мирян на украинско-белорус. землях является «медовое» братство, главная функция к-рого сводилась к ритуальному употреблению меда в дни, посвященные первоначально богам - покровителям местной общины, затем христ. праздникам. С развитием общественных отношений при храмах формировались союзы представителей определенных профессий или социальных групп - ремесленные цеха, братства представителей городской верхушки и т. д. Наиболее поздней формой союзов следует считать коллективные объединения мирян - патронов храма. Между различными видами союзов не существовало четкой границы, наименование «братство» применялось по отношению ко всем рассмотренным союзам мирян (напр., из 26 братств, наиболее активно действовавших в кон. ХVI в. на украинско-белорус. землях, 7 объединений регулярно сытили мед и по этому признаку могут считаться «медовыми» братствами, 4 союза являлись ремесленными цехами, 6 - общегородскими объединениями, 2 совмещали в себе различные признаки).
В сер. XVI в. ряд приходов Перемышльской и Львовской епархий сочли необходимым юридически закрепить традиц. для правосл. общин права и функции и по образцу католич. союзов образовать особые приходские братства, получившие наименование «духовных»: были созданы Львовские Благовещенское (1542) и Никольское (1544) братства, Дрогобычское Крестовоздвиженское (1556), Вишенское Троицкое (1563) и, возможно, Перемышльское Рождества Иоанна Крестителя (1571). Все они получили письменное подтверждение своих прав от епархиальных архиереев. Эти права заключались в душевному избавлению и по смерти покою и на память вечноя предком и родителям их». Братчики брали на себя обязательства заболевшим и обедневшим членам братства и участвовать в похоронах, на деньги братчиков ежегодно служились 4 заупокойные службы и 1 молебен. Кроме того, отдельные общины, обычно в крупных городах, где проблема защиты правосл. храмов от посягательств католиков стояла очень остро, имели письменное подтверждение своего права опеки над храмом (львовские мещане получили такое право по отношению к Успенской ц. еще в сер. XV в.).
Говорить о возникновении собственно Б. п., имевших устав и четко сформулированные задачи деятельности, можно с кон. XVI в. Первым получило организационное оформление Львовское Успенское братство, устав к-рого в 1586 г. был утвержден Антиохийским Патриархом Иоакимом. В 1590 г. братство было изъято из юрисдикции Львовского епископа и подчинено Киевскому митрополиту. В 1593 г. стало Патриаршей ставропигией. К кон. XVI в. можно говорить о существовании на украинско-белорус. землях по меньшей мере 38 Б. п., координировавших свою деятельность в рамках братского движения (далеко не все существовавшие в то время братства участвовали в этом движении).
Большинство братств на западнорус. землях в XVI в. создавалось при приходских храмах, в XVII в.- при мон-рях. В отличие от католич. братств при правосл. храмах основывался только 1 союз. Б. п. назывались по храму или мон-рю, при к-ром существовали, большинство братчиков было прихожанами данного храма, хотя вступить в братство могли представители всех сословий вне зависимости от места жительства. Братчики были обязаны заботиться о содержании храма и причта и обладали определенными правами по отношению к храму. При вступлении в братство братчик под страхом церковного отлучения всей семьи клялся исполнять все решения братства и возложенные на него обязанности. В случае смерти братчика или члена его семьи все члены союза обязаны были участвовать в похоронах, дважды в год в церкви служились заупокойные службы. Ежемесячно братчики собирались для решения текущих дел и чтения духовной лит-ры. Др. встречи имели место во время главных церковных праздников (Пасха, Рождество Христово, Успение Пресв. Богородицы и др.), по случаю к-рых устраивался пир вскладчину - братчина. Ежегодно происходили перевыборы руководства братства: старших братчиков (их могло быть от 2 до 6 чел.), др. должностных лиц (казначея, писаря, сборщиков милостыни, попечителей храма, богадельни, школы) и ревизия братской казны. Казна состояла из вступительного и ежегодных взносов братчиков, штрафов за проступки, добровольных пожертвований, в т. ч. завещаний, средств от аренды или продажи братского имущества и книгоизд-ва. Размер казны колебался от неск. десятков до неск. тысяч польск. злотых в разных объединениях.