Xvi–xvii века в западных держав – это время отмирания средневековых феодальных отношений. в это время зарождается новый тип отношений, новый уклад – капиталистический. на место цехов приходят мануфактуры, использующие наемный труд и узкую специализацию. также происходят социальные изменения, связанные с расслоением. в это время зарождается класс буржуазии, который впоследствии в борьбе за свои права будет инициатором многих европейских революций. основные тенденции социально-экономического развития европейского обществав xv–xvii вв. в странах европы происходит распад феодальной сословной системы. крестьяне и ремесленники становятся лично свободными людьми. происходит постепенный переход к капиталистическому обществу, главными составляющими которого является наличие частной собственности и рыночной экономики.предпосылкивеликие географические открытия (см. урок “эпоха великих географических открытий”) привели к возникновению единого мирового рынка, установлению торговых связей между континентами. открытие нового света повлекло за собой приток драгоценных металлов, что привело к падению цен на золото и подорожанию всех других товаров. протестантская этика (см. урок “распространение реформации в европе и контрреформация”) создала предпосылки для нового отношения к труду и накоплению. все это способствовало росту капиталов.в европе xv–xvii вв. сформировались следующие социальные группы: • буржуазия (купцы, крупные банкиры, откупщики); • дворяне, которые начинают включаться в предпринимательскую деятельность; • лично свободные крестьяне и ремесленники; • наемные рабочие.
Дарий i (522-486 гг. до н. называемый также "великим", был персидским царем. великий завоеватель и главный основатель персидской империи, он более всего известен в древнего мира своему неудачному нападению на грецию, которое закончилось битвой при марафоне. член царствующей династии ахеменидов, дарий, очевидно, не был близким к трону, когда царь камбиз умер в 522 году до н.э. вступления на трон дария наиболее полно рассказана греческим геродотом, версия которого ясно отражает официальную версию известную из горной надписи в бехистуме. согласно геродоту, у камбиза был брат смердис (бардия), но в то время как камбиз отсутствовал, будучи в походе в египет, священник и маг по имени гаутама, убил смердиса, выдавая себя за него и захватил трон. камбиз умер в пути, а ложный смердис был общепринятым царем. дарий, при своих связей выяснил, что настоящий смердис был мертв. он убил гаутаму, и восстановил королевскую линию, взойдя на трон персии. хотя дарий был превосходным солдатом и расширил свою империю на восток, север, и на запад в европу, он представлял себя на завоеванных территориях, как организатор и законодатель, а не как простой завоеватель. некоторые из его законодательных работ были поразительно оригинальны. но смешивание старого и нового, дало ту высокую важность, которую имели его идеи для персии. он разделил империю на 20 огромных областей, названных сатрапиями, каждой из которых назначенный царем губернатор, которого называли сатрапом, и который имел административный, военный, финансовый, и судебный контроль над вверенной ему областью. чтобы проверить таких сильных подчиненных, дарий также назначал заместителя сатрапа, который был подотчетен непосредственно царю. постоянные гарнизоны при командующих, независимых от сатрапа, были размещены стратегически, поскольку представляли собой силу - противовес сатрапу. с тех пор в такой огромной империи – она покрывала приблизительно 1 миллион квадратных миль - всегда была проблема c коммуникациями и транспортировкой, поэтому дарий установил систему «всепогодных» дорог и королевскую систему курьерской службы с промежуточными станциями, где находились лошади и наездники, способные продолжить курьерский путь. поездка от сардиса в западной малой азии к сузаму в персии обычно занимала 3 месяца; а королевское сообщение покрывало это расстояние за неделю. дарий также отрегулировал сбор дани, которая до того времени собиралась нерегулярно, по мере необходимости, на ежегодной основе исходя из богатства каждого сатрапа. хотя эта дань была крайне низкой, и соответственно, не была обременительной. он также устанавливал первую официальную персидскую чеканку. в военном отношении империя также была организована на системе сатрапства (т.е. разделения на сатрапии), но результаты были менее удачными, нежели в других сферах. кроме резидентских гарнизонов и отрядов королевских телохранителей («бессмертные»), не было других регулярных войск, поскольку не было нужды в постоянной армии. при возникновении потребности в войске, сатрапам приказывали собрать местных мужчин и вооружив их, к назначенному пункту сбора. таким образом, персидская армия была многочисленна, но не однородна; каждый контингент был вооружен и обучался по местным обычаям и традициям, и соответственно говорил на своем родном языке. персидская пехота обычно была более низкого качества; а конница, предоставленная персами непосредственно, жителями мидии, и восточными обитателями степи, была весьма хороша и способна вести бой. дарий был сторонником мазды ахура, зороастрийского бога; как сказано в надписи в бехистуме, что мазда ахура "даровал" ему королевство, и при нем, зороастризм стал национальной религией персов. для империи, однако, он продолжал политику кира относительно терпимости к местным культам, и эта мягкость стала отличительной особенностью персидского правления в этот период. первая европейская кампания дария датируется приблизительно 513 годом до н..э., и она была нацелена не на грецию, а на север дуная. геродот утверждает, что дарий пытался завоевать земли вокруг черного моря, и включить владения скифов в свою империю, но они преградили ему путь, направленные на расширение империи. следующим актом в греко-персидской драме было так называемое восстание ионийцев (499-494 гг. до н. - восстание против персии большинства греческих городов малой азии, возглавляемое ионийцами, и особенно городом милетом. хотя восстание было подавлено генералами дария, его серьезность была обозначена продолжительностью и самим фактом, что повлияло на получение ионийцами поддержки от их «греческой родины», по крайней мере частично, от афин и эретреи.