Родился в селе Станичная слобода (Тамбовская губерния) 17 (29) октября 1861 в семье крестьянина-иконописца. Занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1875–1862) у В.Г.Перова и И.М.Прянишникова, а также в петербургской Академии художеств (1882–1890). Жил в Петербурге, а также в имении «Приволье» своего друга И.Ф.Тюменева (близ Любани под Петербургом). Со времени своего академического «пенсионерства» (когда он поехал не за границу, а по России) много путешествовал по старинным русским городам (Новгород, Киев, Москва, Углич, Ярославль и др.), изучал в музеях местные древности, копировал фрески, писал этюды средневековой архитектуры. Участвовал на выставках «Товарищества передвижников», «Мира искусства» и «Союза русских художников». С 1880-х годов публиковал исторические, жанровые и пейзажные рисунки в журналах «Исторический вестник», «Всемирная иллюстрация» и других. Обратившись к историческому жанру, последовательно добивался все большей декоративной звучности колорита и яркой экспрессии мизансцен, где заговорили не только персонажи, но как бы и сама бытовая среда, рождающая характерный для символизма и модерна эффект эмоционально-эстетической «сиюминутности» минувших времен. Среди его картин – Московская улица 17 века в праздничный день (1895, Русский музей), Семья купца в 17 веке (1896, там же), Свадебный поезд в Москве (1901, там же), Едут (1901, Русский музей шубой с царского плеча (1902, там же). В некоторых его вещах начала века, к примеру в таких сельских жанрах, как Втерся парень в хоровод (1902, Третьяковская галерея) и Чаепитие (1903, частное собрание, Москва), проступают уже черты своеобразного гротескного протоэкспрессионизма. Рябушкин скоропостижно скончался от туберкулеза в усадьбе Дидвино (близ «Приволья») 27 апреля (10 мая) 1904.
Это было смутное время.Первый период смуты характеризуется борьбой за власть.После смерти Ивана Грозного на его смену пришел его же сын Федор,но он оказался не для этого и к власти пришел брат цены царь Борис Годунов.Потом объявляется Лжедмитрий 1.Второй период смуты характеризуется большим количеством восстаний предводителем,которых был Болотников.Появляется Лжедмитрий 2.Он обосновался в Подмосковье в селе Тушино.К власти пришел Василий Шуйский.Третий период смуты характеризуется борьбой с иноземными захватчиками.После смерти Лжедмитрий 2 русские объединились против поляков.Война приобрела национальных характер.В августе 1612 г ополчение Минина и Пожарского дошло до Москвы.И уже 26 октября поляки сдались.Москва была освобождена,смутное время кончилось.
С 1880-х годов публиковал исторические, жанровые и пейзажные рисунки в журналах «Исторический вестник», «Всемирная иллюстрация» и других. Обратившись к историческому жанру, последовательно добивался все большей декоративной звучности колорита и яркой экспрессии мизансцен, где заговорили не только персонажи, но как бы и сама бытовая среда, рождающая характерный для символизма и модерна эффект эмоционально-эстетической «сиюминутности» минувших времен. Среди его картин – Московская улица 17 века в праздничный день (1895, Русский музей), Семья купца в 17 веке (1896, там же), Свадебный поезд в Москве (1901, там же), Едут (1901, Русский музей шубой с царского плеча (1902, там же).
В некоторых его вещах начала века, к примеру в таких сельских жанрах, как Втерся парень в хоровод (1902, Третьяковская галерея) и Чаепитие (1903, частное собрание, Москва), проступают уже черты своеобразного гротескного протоэкспрессионизма. Рябушкин скоропостижно скончался от туберкулеза в усадьбе Дидвино (близ «Приволья») 27 апреля (10 мая) 1904.