що дає підстави для пропонованого твердження сучасника. Наведіть кілька аргументів на підтвердження або спростування думки. «На ІІІ Всеросійському археологічному з’їзді 1874 р. відбувся генеральний огляд наукових здобутків з українознавства і маніфестація української науки та укра- їнського народу перед ученим світом російським, слов’янським та європей ським».
1)
Власть церкви основывалась на духовной составляющей:
• Считалось, что церковь получила от Христа право отпускать грехи, что без соблюдения христианских таинств души (даже праведного человека) невозможно. Идея была очень важна для человека эпохи средневековья (С. Аверинцев о религиозных концепциях
• Король воспринимался как помазанник божий, а коронация как передача при посредничестве церкви монарху власти от бога.
• Папа римский мог отлучить монарха от церкви. Это лишало власть короля легитимности в глазах людей, давало право вассалам не соблюдать присягу.
И на материальной:
• 1/3 обрабатываемых в Европе земель принадлежала церкви (земли жаловались королями и феодалами). Кроме того, имущество церкви составляли драгоценные предметы, которые использовались при богослужении (см. урок «Церковь и духовенство»).
Честно говоря, в этот период быт населения (простого) мало чем отличался от предыдущих периодов.
В строительстве все еще использовалось дерево, но уже стояли окна, хозяин дома заботился о его внешней привлекательности и украшал резьбой, в некоторых домах, если состояние позволяло, имелись даже водосточные трубы.
Нет никаких сомнений, что богатые россияне жили в каменных дворцах с колоннами, барельефами и прочим. К слову, неравенство было колоссальным, что очевидно даже в жилье. То же самое проявляет в одежде и отчасти организации деятельности.
Например, крестьяне носили рубахи и штаны, как и век назад. Суровые зимы были пережиты в шубах из овчины, тулупах с кушаками и шерстяными шапками и валенками. А знатные сословия приобрели европейский стиль в костюмах и не кичились крестьянским элементам в одежде. Практически круглый год мужская половина страны носила сапоги, женщины варьировали это с туфлями.
Дворянство было занято образованием, войнами, пиршествами, интригами, ведением бизнеса и торговлей. Крестьяне все еще были заняты сельским хозяйством, некоторые горожане работали на мануфактурах или промышляли ремеслом.
На столе всегда стоял ржаной хлеб, злаки – от просо до овса, кисели, множество овощей. Крестьянство практически не употребляло мясо, но занималось рыболовством.
Деревня не имела какой-либо инфраструктуры в отличии от города, где новые театры, школы, трактиры открывались регулярно.
Но организация времени разных сословий пересекалась в праздновании православных праздников, такие как Рождество, Масленица и Пасха.
Не отличалось также членство семьи, объединение и старших, и младших под одной крышей, наличие от трех до пяти детей использовалось везде и было нормой.