Счем был связан курс вкп(б) и правительство индустриализации и коллективизации? какие успехи были достигнуты на этом пути? каковы издержки этой политики? в чем значение индустриализации и коллективизации?
Одержав победы над татарами и кераитами, тэмуджин занялся упорядочиванием своего народа-войска. зимой 1203—1204 годов был подготовлен ряд реформ, заложивших основу монгольского государства. * важнейшая реформа касалась реорганизации армии, которая была разделена на тысячи, сотни и десятки. таким образом совершенствовалась и дисциплина, а главное — искоренялся родовой принцип организации войск. теперь продвижение по службе определялось личными способностями и преданностью хану, а не близостью к родовой аристократии. * тэмуджин также извлёк уроки из недавней войны, когда ему удалось практически беспрепятственно захватить неохраняемую ставку ван-хана. был создан специальный корпус кешиктенов, своего рода личной гвардии хана, который делился на две части: тургаудов — дневную стражу, и кебтеулов — ночную (соответственно 70 и 80 человек) . * кроме того было организовано элитное подразделение из тысячи батуров (тюрк. -иранск. бахадур, русс. богатырей) — лучших воинов, которое получали это почетное звание за боевые заслуги. разгром найманов и меркитов и казнь джамухи осенью 1205 подвели черту под долгой степной войной. у тэмуджина не осталось соперников в восточной части великой степи, монголы готовы были появиться на арене мировой . в марте 1206 недалеко от истоков реки онон собрался великий курултай, где тэмуджин был избран великим ханом с титулом чингисхан. провозглашалось создание великого монгольского государства. принцип децимального деления распространялся не только на армию, но и на весь народ. тысячей, сотней и десятком называлось теперь такое количество населения, которое должно было выставить соответствующее число воинов. «пусть записывают в синюю роспись „коко дефтер-бичик“, связывая затем в книги, росписи по разверстанию на части всеязычных подданных» . [2] всё устройство государства подчинялось главной цели — войне. что касается новшеств непосредственно в армии, то здесь выделялась ещё более крупная войсковая единица — тумэн (десять тысяч) . личная гвардия хана увеличивалась до размеров тумэна, в неё включалась тысяча багатуров. рядовой кешиктен по рангу был выше любого командира обычного войскового подразделения, включая тысячника.
1) борьба против татаро-монгольского нашествия и ордынского ига стала ведущей темой произведений устного народного творчества. среди них особо выделяется сказание о битве на калке, о рязанском богатыре евпатии коловрате, о куликовской битве. слагались былины о татаро-монгольском нашествии, в котором сказатели обращались к образам богатырей вокруг старого князя владимира красное солнышко. в хiv-хv вв. заканчивается складывание былинного эпоса. борьба с агрессией немцев и шведов нашли отражение в сказаниях о невской битве и ледовом побоище. новгородские былины о василии буслаеве и садко отражали богатство и мощь независимого вольного города. 2) в этот период сложился новый жанр устного народного творчества – песни, где в отличие от былин герои, события были конкретными, взятыми из реальной действительности. в песнях отражался подвиг людей пытавшихся остановить орду батыя и о борьбе с игом. в песне об авдотье рязаночке, говорилось о простой горемыке, проявившей большое мужество, когда она уводила из полона - (плена) жителей рязани. надежда на скорое падение ордынского ига была выражена в песне «о щелхане» посвященной восстанию твери. во времена монгольского нашествия погибло множество книг, но традиции письменности и книгописания были сохранены. по-прежнему продолжала распространяться грамотность и письменность. об этом свидетельствуют археологические раскопки в новгороде, где были обнаружены берестяные грамоты. уникальной находкой являются берестяные учебные тетрадки новгородского мальчика онцифира. в 14-15 вв. на руси существовали специальные училища для детей, в которых работали учителя - книжники. сведения об этом содержаться в описании жизни святых. в этот период продолжает активно развиваться книжное дело. крупнейшими центрами становятся монастыри, где были книгописные мастерские и библиотеки. особенно известны были троицко-сергеевский монастырь, кирило-белозерский и соловецкий монастыри. так же мастерские существовали и при княжеских дворах. книги, как правило, создавались на заказ и редко на продажу. в 14-15 вв. на смену дорогому пергаменту и бересте пришла бумага, ввозимая из европейских стран (италия, франция) . изменилась и графика письма. уставное письмо сменилось полууставным. а в деловых бумагах утвердилась скоропись. 3) 14-15 вв. унаследовала публичность . 4)по-прежнему развивалась летопись, но теперь она во многом носила местный характер. с возвышением москвы объединение земель вокруг нее к тому, что московское летописание начинает приобретать общегосударственный характер. первым летописным сводом стала троицкая летопись, созданная в москве в начале 15 века, одним из самых знаменитых летописных сводов стал московский свод 1479 года. все московские летописи были проникнуты мыслью о необходимости объединения земель и сильной великокняжеской власти. 5) центральной темой была борьба народа против захватчиков. следствием этого было появление воинской повести. для этого жара было характерно то, что в основе лежали конкретные события, а персонажи реально существовали. одним из памятников этого жанра является повесть о разорении рязани батыем, где осуждались княжеские распри, как главная причина поражения под влиянием победы на куликовском поле возникли произведения куликовского цикла. проникнутые мыслью о единстве земель, как залог победы над ордой. «сказания о мамаевом побоище» самое объемное произведение, и «задонщина» , которая тесно связана со «словом о полку игореве» . главная идея «задонщины» - распри ведут к поражению, единство между князьями залог победы над врагом 6) большое развитие в это время получила житейская . 7)не прервалось культурное общение руси со многими европы и азии. сочинения новгородца стефана и смолянина игнатия, побывавших в констанополе, а также «хождение за 3 моря» афанасия никитина-1466 г.