Самостоятельная работа
Памятка для характеристики двух исторических деятелей
1 В какой исторический период жили эти два исторических
деятеля, которых характеризуешь, в какой стране или странах?
2 Чьи интересы они выражали (какого класса или состояния)?
Против каких порядков выступали?
3 Какие цели преследовали?
4 Как относились к народу?
5 Какие пути использовали для достижения поставленных целей?
6 Какие положительные и отрицательные черты характера
7 Оцени деятельность каждого из них (революционная,
прогрессивная, реакционная).
8 Твое отношение к каждому из этих исторических деятелей.
По данной памятке сравнить две личности Степана
Тимофеевича Разина и Шарля Ожье де Бац де Кастельмора,
графа д’Артаньяна
На данном рисунке мы можем наблюдать типичную сцену из бронзового века - как цари вместе с войском на своей повозке возвращались обратно в город из военного похода.
Описание картины, ответы на вопросы
В центре картины мы видим ассирийскую колесницу, к ней прикреплены стрелы, сама колесница запряжена побежденными. Сверху этой колесницы мы можем видеть самого ассирийского царя, который держит в руках кнут. Рядом с ним в колеснице сидит телохранитель, в обязанности которого входит охранять царя от всевозможных покушений
Унижение пленных царей весьма обыденный обычай в Древней Ассирии. Побежденных царей приковывали к колеснице и били кнутами, чтобы они везли повозку вместе с царем Древней Ассирии. Это было очень унизительно для царей, которые несколько мгновений назад купались в роскоши и у которых было буквально все, а затем - ничего. Теперь побежденные цари были на уровне рабов.
Воины-победители, конечно, празднуют победу - по картине видно, как войско царя и сам царь радуются своей победе. Скорее всего, чуть позднее они устроят грациозный пир, посмотреть на который соберется полгосударства. Мы видим, что воины одеты примерно в одинаковую униформу, что пешие, что конные войска, у всех у них есть щиты и копья
Много лет наследником Ярослава являлся князь Владимир Новгородский. Но он скончался раньше отца. Ярослав Мудрый умер в 1054 г. Перед смертью он разделил Русь между тремя старшими сыновьями. Изяслав получил Киев и Новгород, бывшие владения князя Мстислава были разделены между двумя другими Ярославичами. Святослав получил Чернигов, а Всеволод - Переяславль. Взявшись за устроение земли, Ярослав использовал опыт собственной жизни. Десять лет киевский князь управлял страной вместе с братом Мстиславом. Пока дружины князя-богатыря Мстислава обороняли Чернигов и Переяславль, подступы к Киеву с востока были надежно прикрыты и Ярослав мог не беспокоиться о безопасности своей столицы. Следуя военным соображениям, Ярослав разделил собственно Русь (Киев, Чернигов и Переяславль) между старшими сыновьями. Отныне трое сильнейших князей поневоле должны были объединить силы для защиты столицы Руси от кочевников. Заботы Ярослава были не напрасны. Русь стояла на пороге опустошительного вторжения половецких орд.
Трое Ярославичей образовали своего рода триумвират и совместно управляли Русью в течение почти двух десятилетий. Раздел Руси дал опору триумвирату. Русь при Ярославе не была великим княжеством, и его старший сын не получил по отцовскому "ряду" титул великого князя. Ранние летописи вообще не употребляли термин "великий князь" для характеристики межкняжеских отношений. В своем завещании Ярослав старался внушить детям, что они сыны "единого отца и матери". Старшего, Изяслава, он благословлял княжеским столом - Киевом: "се же поручаю в собе место стол старейшему сыну... сего послушайте, якоже послушаете мене, да той (Изяславы) вы (вам) будет в мене место". Изяслав получил киевский стол как "старейший сын" Ярослава. Каждый член княжеской семьи на равных правах участвовал в разделе "волостей" и прочего имущества. Единство государства гарантировалось единством княжеской семьи, братским согласием князей, признанием ими старшинства киевского князя. Ярослав был опытным политиком и постарался подкрепить принцип старейшинства таким разделом земли, который исключал возможность сопротивления младших братьев. Изяслав получил больше городов и волостей, чем Святослав и Всеволод вместе взятые. Изяславу достались кроме Киева обширная и богатая Новгородская земля, Деревская земля и Туровское княжество. Позднее он установил контроль над Смоленском и Волынью. Святослав и Всеволод получили в дополнение к Чернигову и Переяславлю Ростов, Белозеро и Тмутаракань. "Старейший брат" заботился о мире в семье и неприкосновенности отчин, выделенных младшим братьям. Вопрос о последующих семейных разделах "отчин" и "дедин" в "ряде" не затрагивался. Ярославичи положили начало практике княжеских съездов. На одном из своих съездов они составили кодекс законов - Правду Ярославичей. Когда Всеволод Полоцкий захватил Новгород, Ярославичи разгромили его, а затем заманили в Киев и посадили в "поруб", а Полоцк передали Изяславу Киевскому. Трое братьев отобрали Владимир Волынский у местного князя, которого перевели в Смоленск. После смерти смоленского князя они поделили между собой доходы от его княжества.
По смерти Святослава на киевский престол вернулся Изяслав, а затем младший из членов триумвирата Всеволод (1078-1093). Гибель новгородского войска на Балканах и раздел собственно Руси между тремя старшими сыновьями Ярослава имели важные последствия. Южная Русь стала средоточием политической жизни государства, главной опорой киевской династии, тогда как Северная Русь отступила в тень. В такой ситуации Всеволод посадил старших сыновей в Чернигове и Переяславле, а Новгородское княжество отдал внуку Мстиславу.
Распри между Ярославичами сопровождались церковной смутой. Будучи изгнан из Киева в 1068
Князья Изяслав и Святослав были женаты на католичках. Всеволод - на греческой царевне. Неудивительно, что Царьград оказывал особое покровительство младшему из триумвиров. Сохранилось письмо императора Михаила VII к Всеволоду с предложением во имя торжества православия заключить с ним особый союз, не привлекая к нему других князей, "кто не имеет одного с нами благочестия", с кем нет "согласия в божественном обряде".