Города, конечно, изменились. Изменились по отношению к предыдущей российской истории. Если раньше, после знаменитой жалованной грамоты городам, городское население было тоже такой специфической корпорацией, определенным сословием, то теперь, ввиду того, что вот эти вот городские рамки размываются, и самое главное меняется экономические условия жизни, вот все это влекло за собой изменение и структуры самого города.
Освещение
Меняется коммунальное хозяйство, то есть появляется городское освещение. То есть, если раньше это освещение было, как правило, свечным, это было только в крупных городах, потом там появляются керосиновые лампы, потом на смену керосиновым лампам приходит газовое освещение, представьте себе было и такое, то есть специальные газопроводы проводили подземные, и этот газ поступал в фонари, и это газовое освещение, соответственно, оно было очень тусклым, но, тем не менее, это было постоянным, ничто не могло этот газ потушить там и так далее.
А вот уже в 70-е годы 19 века в Петербурге появляется электрическое освещение улиц. А несколько позднее такое освещение появляется и в Москве во второй половине 80-х годов. То есть мы видим налицо, все таки, технические новации.
Общественный транспорт
Появляется общественный транспорт. Да, изначально этот общественный транспорт был все еще, но по нашим с вами представлениям, наверняка, примитивным, Например, в Петербурге появляются конки. Что это такое? Это трамвай, тягловой силой которого были лошади. Представьте себе, трамвай, впереди которого несколько запряженных лошадей и они по рельсам везут вот этот такой специфический экипаж, но вместе с тем это, все-таки, уже общественный транспорт, и для жителя деревни, который приезжал в крупный город, открывал для себя иной тип цивилизации — это, конечно, был культурный шок.
Конечно, почта, телеграфное сообщение, несколько позже появляется телефонная связь. То есть мы с вами видим, что жизнь становится технической. Жизнь, в общем, бьёт ключом. И всякие изобретения, которые были сделаны в 19 веке, они, может быть, что-то с большим опозданием, а что-то, наоборот, в общем то, в ногу со временем появляется в том числе и в России. Ну и, безусловно, это прежде всего именно в городахение по, скажем так, по бытовым условиям, по уровню своего благополучия? Сословное деление России тогдашнее оно, безусловно, предполагало еще и материальное деление. Поэтому центры городов — это, как правило, было средоточие старой русской аристократии, бывших помещиков, богатых заводчиков и предпринимателей, то есть тех людей, у которых были средства на то, чтобы строить собственные дома, это были, так называемые нувориши, то есть люди, которые заработали свои состояния не так давно, а исторические здания, построенные в стиле ампира или в стиле классицизма — это, все-таки, были, конечно, здания, принадлежавшие бывшим русским аристократам старой, что называется, русской аристократической кости.
Но постепенно эта аристократия уступала место новой нарождающейся русской буржуазии, потому что, чем больше развивались экономические отношения, тем больше появлялось людей с большими состояниями. Эти люди могли уже позволить себе построить собственные дома, заказывая их у лучших тогдашних архитекторов.
Бывшие купцы со своими женами уже имели возможность выезжать за границу на лечение, они ничем не отличались внешне от старой русской аристократии. Они одевались в те же самые одежды, а иногда и намного более дорогие одежды. Они отдыхали на курортах, они нанимали лучших преподавателей, поэтому бывшие купчихи иногда были образованы ничуть не хуже, а иногда и лучше, чем представители русской аристократии. То есть мы видим начинается процесс, что называется, смешения сословий, но, все-таки, сословное деление по-прежнему в России еще есть.
Объяснение:
Изменение структуры городов
Города, конечно, изменились. Изменились по отношению к предыдущей российской истории. Если раньше, после знаменитой жалованной грамоты городам, городское население было тоже такой специфической корпорацией, определенным сословием, то теперь, ввиду того, что вот эти вот городские рамки размываются, и самое главное меняется экономические условия жизни, вот все это влекло за собой изменение и структуры самого города.
Освещение
Меняется коммунальное хозяйство, то есть появляется городское освещение. То есть, если раньше это освещение было, как правило, свечным, это было только в крупных городах, потом там появляются керосиновые лампы, потом на смену керосиновым лампам приходит газовое освещение, представьте себе было и такое, то есть специальные газопроводы проводили подземные, и этот газ поступал в фонари, и это газовое освещение, соответственно, оно было очень тусклым, но, тем не менее, это было постоянным, ничто не могло этот газ потушить там и так далее.
А вот уже в 70-е годы 19 века в Петербурге появляется электрическое освещение улиц. А несколько позднее такое освещение появляется и в Москве во второй половине 80-х годов. То есть мы видим налицо, все таки, технические новации.
Общественный транспорт
Появляется общественный транспорт. Да, изначально этот общественный транспорт был все еще, но по нашим с вами представлениям, наверняка, примитивным, Например, в Петербурге появляются конки. Что это такое? Это трамвай, тягловой силой которого были лошади. Представьте себе, трамвай, впереди которого несколько запряженных лошадей и они по рельсам везут вот этот такой специфический экипаж, но вместе с тем это, все-таки, уже общественный транспорт, и для жителя деревни, который приезжал в крупный город, открывал для себя иной тип цивилизации — это, конечно, был культурный шок.
Конечно, почта, телеграфное сообщение, несколько позже появляется телефонная связь. То есть мы с вами видим, что жизнь становится технической. Жизнь, в общем, бьёт ключом. И всякие изобретения, которые были сделаны в 19 веке, они, может быть, что-то с большим опозданием, а что-то, наоборот, в общем то, в ногу со временем появляется в том числе и в России. Ну и, безусловно, это прежде всего именно в городахение по, скажем так, по бытовым условиям, по уровню своего благополучия? Сословное деление России тогдашнее оно, безусловно, предполагало еще и материальное деление. Поэтому центры городов — это, как правило, было средоточие старой русской аристократии, бывших помещиков, богатых заводчиков и предпринимателей, то есть тех людей, у которых были средства на то, чтобы строить собственные дома, это были, так называемые нувориши, то есть люди, которые заработали свои состояния не так давно, а исторические здания, построенные в стиле ампира или в стиле классицизма — это, все-таки, были, конечно, здания, принадлежавшие бывшим русским аристократам старой, что называется, русской аристократической кости.
Но постепенно эта аристократия уступала место новой нарождающейся русской буржуазии, потому что, чем больше развивались экономические отношения, тем больше появлялось людей с большими состояниями. Эти люди могли уже позволить себе построить собственные дома, заказывая их у лучших тогдашних архитекторов.
Бывшие купцы со своими женами уже имели возможность выезжать за границу на лечение, они ничем не отличались внешне от старой русской аристократии. Они одевались в те же самые одежды, а иногда и намного более дорогие одежды. Они отдыхали на курортах, они нанимали лучших преподавателей, поэтому бывшие купчихи иногда были образованы ничуть не хуже, а иногда и лучше, чем представители русской аристократии. То есть мы видим начинается процесс, что называется, смешения сословий, но, все-таки, сословное деление по-прежнему в России еще есть.
«Сочинения Чокана Чингисовича Валиханова». (Записки Императорского Русского Географического Общества по отделению этнографии, том XXIX). СПб, 1904 г.
Валиханов Ч. Ч. Собрание сочинений в пяти томах. Алма-Ата, 1961—1972.
Валиханов Ч. Ч. Собрание сочинений в пяти томах. Алма-Ата, 1984—1985. ;
Валиханов Ч. Ч. Избранные произведения. Москва, Наука, 1986. — 414 с.
Валиханов Ч. Ч. Этнографическое наследие казахов. Астана, Алтын Китап, 2007.
Уәлиханов Ш. Ш. Көп томдық шығармалар жинағы (Собрание сочинений в шести томах). На казахском языке)
Валиханов Ч. Ч. Записка о судебной реформе