Индия – чрезвычайно самобытная страна. Культура этой южной страны представляет собой эклектичное сочетание различных духовных и религиозных течений и благодаря этому становится очень интересной и неподвластной разуму обывателя. В Индии существует множество своих традиций, накапливающихся тысячелетиями. Туристы, прибывшие в эту страну на отдых, обязательно должны соблюдать их, иначе коренное население будет несколько недовольно и воспримет это как неуважение к своей земле.Как говорится, со своим уставом в чужой монастырь не ходят. И даже если некоторые обычаи Индии покажутся Вам на первый взгляд странными, их нужно соблюдать. Никто не говорит о том, что индусы враждебно воспримут несоблюдение традиций, ведь зачастую это происходит по незнанию. Но предварительное ознакомление с обычаями страны, в которой Вы планируете провести некоторое время избежать неприятных ситуаций, а в некоторых случаях даже вызовет уважение у индусов. Обычаи Индии - женщины Начиная разговор об индийских традициях, стоит начать с общения в этой стране. Особо внимательно стоит вести себя женщинам. В Индии общение между представителями разного пола очень строго регламентировано. Немного ханжеские традиции привели к тому, что любые прикосновения к женщинам, будь то рукопожатие или легкое похлопывание по плечу, непременно вызовут у индийцев осуждение. Но если дама сама изъявит желание поздороваться за руку, на этот жест нужно ответить. Довольно странным для европейца окажется тот факт, что и мужское население Индии не приветствует друг друга рукопожатием, но со стороны туристов эта инициатива воспринимается вполне нормально. Обычаи Индии - чувства Обычаи Индии запрещают любые публичные проявления чувств: поцелуи, рукопожатия, объятия и даже ненавязчивые прикосновения. Всё это касается не только малознакомых людей, но и родственников, даже мужа и жены. Дело в том, что даже самый малый телесный контакт является для индусов священным действием, поэтому осквернять его, выставляя напоказ, запрещено. Если Вы хотите указать на что-то своему собеседнику, используйте движение вытянутой рукой или кивок подбородком. Тыкать пальцем считается неприличным.Индусы сдержанны в проявлении своих чувств и эмоций, поэтому в стране не принято публично проявлять гнев или пренебрежение. Если Вы позволите себе подобные выпады, непременно будете осуждены холодными взглядами со стороны коренного населения. Особенным образом индусы относятся к обуви человека. Здесь принято разуваться при входе в государственные учреждения, больницы. Также босым нужно входить в храм или места захоронений.Если говорить о храмах, в них также принято особое поведение. Запрещено приносить с собой в храм изделия из кожи, всяческие ритуальные предметы нужно спрятать под одеждой. Вообще посещение храмов сикхов сопряжено с множеством ограничений. Службы у мужчин и женщин проходят в раздельных помещениях. Прихожане должны быть обязательно в головном уборе, а женщинам рекомендуется облачиться в днинное платье и обязательно закрыть голову и плечи. И еще довольно интересный факт – всё сооружения в Индии принято обходить с левой стороны. Обычаи Индии – священные животные Ну а теперь несколько слов о том, чем известна Индия на весь мир. Первое, что поразит туристов, это огромное количество коров, свободно разгуливающих по улицам города. Из-за этого создаются большие пробки, затрудняющие движение по улицам. Да и потом правила движения непонятны и не подчиняются законам Европы. Корова в Индии является священным животным, поэтому и отношения к ней у местных жителей соответственное. Ни в коем случае нельзя наносить вред здоровью этих животных – такие действия повлекут за собой наказание вплоть до заключения под стражу. Павлины – это настоящее украшение улиц Индии. Эти райские птицы свободно упражняются в пении в течение всего дня.Еще одно почитаемое животное – обезьяна. Для приматов строятся специальные храмы, в которых они селятся целыми семьями. В знаменитом Дворце ветров в Джайпуре обитает огромное количество обезьян, которые чувствуют себя очень раскованно и даже нападают на любопытных туристов, пришедших посмотреть на них. На улицах Индии можно встретить множество по просящих «бакшиш» (милостыню). Но на самом деле бакшиш – это плата за оказание какой-либо мелкой услуги, и если просящий не спешит Вам то и на подаяние он может не рассчитывать. Если в этой стране раздавать деньги направо и налево, очень скоро Вы рискуете остаться без денег. Чаевые следует оставлять только в крупных ресторанах. Но будьте готовы к тому, что просить дополнительную плату будут практически за любую услугу. На эти провокации вестись не нужно. Всегда обращайте внимание на то, какой объем услуг Вам оказан.В первое время, оказавшись в Индии, туристу всё будет казаться очень странным, а кое-что может и напугать. Никто не заставляет принимать традиции чужой страны, особенно если они совсем непонятны. Нужно всего лишь присматриваться к поведению местных жителей и стараться его повторять
Другая загадка древней индийской цивилизации — её происхождение. Учёные продолжают спорить, имела ли она местные корни или была занесена извне, из соседнего Междуречья (Месопотамия), с которым велась интенсивная торговля. Большинство археологов считает, что протоиндийская цивилизация выросла на основе местных ранне-земледельческих культур, существовавших в бассейне Инда и соседнем районе Северного Белуджистана. Археологические открытия подкрепляют их точку зрения. В ближайших к долине Инда предгорьях обнаружены сотни поселений древних земледельцев VI—IV тысячелетий до н. э. Эта переходная зона между горами Белуджистана и Индо-Гангской равниной обеспечивала первых земледельцев всем необходимым. Климат благоприятствовал выращиванию растений в течение долгого тёплого лета. Горные потоки давали воду для полива урожая и в случае надобности могли быть перекрыты дамбами для задержания плодородного речного ила и регулирования орошения полей. Здесь росли дикие прародители пшеницы и ячменя, бродили стада диких буйволов и коз. Залежи кремня обеспечивали сырьё для изготовления инструментов. Удобное положение открывало возможности для торговых контактов со Средней Азией и Ираном на западе и долиной Инда на востоке. Данная местность как никакая другая подходила для зарождения земледельческого хозяйства. Одно из первых земледельческих поселений, известных в предгорьях Белуджистана, носило название Мергар. Археологи раскопали здесь значительный участок и выделили в нём семь горизонтов культурного слоя. Эти горизонты, от нижнего, самого древнего, до верхнего, относящегося к IV тысячелетию до н. э., показывают сложный и постепенный путь зарождения земледелия.
В самых ранних слоях основу хозяйства составляла охота, а земледелие и скотоводство играли второстепенную роль. Выращивали ячмень. Из домашних животных была приручена только овца. Тогда жители поселения ещё не умели делать глиняную посуду. С течением времени размеры поселения увеличивались — оно растянулось вдоль реки, хозяйство усложнялось. Местные жители строили дома и зернохранилища из сырцового кирпича, выращивали ячмень и пшеницу, разводили овец и коз, делали глиняную посуду и превосходно её расписывали, сначала только чёрной, а позднее — разными красками: белой, красной и чёрной. Горшки украшены целыми процессиями идущих друг за другом животных: быков, антилоп с ветвистыми рогами, птиц. Подобные изображения сохранились в индийской культуре на каменных печатях. В хозяйстве земледельцев охота ещё играла важную роль, они не знали обработки металла и изготавливали свои орудия из камня. Но постепенно формировалось устойчивое хозяйство, развивавшееся на тех же основаниях (прежде всего, на земледелии), что и цивилизация в долине Инда. В тот же период сложились устойчивые торговые связи с соседними землями. На это указывают широко распространённые среди земледельцев украшения из привозных камней: лазурита, сердолика, бирюзы с территории Ирана и Афганистана.
Общество Мергара становилось высокоорганизованным. Среди домов появились общественные зернохранилища — ряды небольших комнат, разделённых перегородками. Такие склады действовали как центральные пункты распределения продуктов. Развитие общества выражалось и в увеличении богатства поселения. Археологи обнаружили множество погребений. Всех жителей хоронили в богатых нарядах с украшениями из бус, браслетов, подвесок. Со временем земледельческие племена расселились из горных районов в долины рек. Освоили равнину, орошаемую Индом и его притоками. Благодатная почва долины быстрому росту населения, развитию ремёсел, торговли и земледелия. Селения вырастали в города. Увеличивалось число культурных растений. Появилась финиковая пальма, помимо ячменя и пшеницы стали сеять рожь, выращивать рис и хлопок. Для орошения полей начали строить небольшие протоки. Приручили местный вид крупного рогатого скота — зебувидного быка. Так постепенно росла древнейшая цивилизация северо-запада Индостана. На раннем этапе учёные выделяют несколько зон внутри ареала: восточную, северную, центральную, южную, западную и юго-восточную. Для каждой из них характерны свои особенности. Но к середине III тысячелетия до н. э. различия почти стёрлись, и в эпоху расцвета хараппская цивилизация вошла как единый в культурном отношении организм.
Большинство археологов считает, что протоиндийская цивилизация выросла на основе местных ранне-земледельческих культур, существовавших в бассейне Инда и соседнем районе Северного Белуджистана. Археологические открытия подкрепляют их точку зрения. В ближайших к долине Инда предгорьях обнаружены сотни поселений древних земледельцев VI—IV тысячелетий до н. э.
Эта переходная зона между горами Белуджистана и Индо-Гангской равниной обеспечивала первых земледельцев всем необходимым. Климат благоприятствовал выращиванию растений в течение долгого тёплого лета. Горные потоки давали воду для полива урожая и в случае надобности могли быть перекрыты дамбами для задержания плодородного речного ила и регулирования орошения полей. Здесь росли дикие прародители пшеницы и ячменя, бродили стада диких буйволов и коз. Залежи кремня обеспечивали сырьё для изготовления инструментов. Удобное положение открывало возможности для торговых контактов со Средней Азией и Ираном на западе и долиной Инда на востоке. Данная местность как никакая другая подходила для зарождения земледельческого хозяйства.
Одно из первых земледельческих поселений, известных в предгорьях Белуджистана, носило название Мергар. Археологи раскопали здесь значительный участок и выделили в нём семь горизонтов культурного слоя. Эти горизонты, от нижнего, самого древнего, до верхнего, относящегося к IV тысячелетию до н. э., показывают сложный и постепенный путь зарождения земледелия.
В самых ранних слоях основу хозяйства составляла охота, а земледелие и скотоводство играли второстепенную роль. Выращивали ячмень. Из домашних животных была приручена только овца. Тогда жители поселения ещё не умели делать глиняную посуду. С течением времени размеры поселения увеличивались — оно растянулось вдоль реки, хозяйство усложнялось. Местные жители строили дома и зернохранилища из сырцового кирпича, выращивали ячмень и пшеницу, разводили овец и коз, делали глиняную посуду и превосходно её расписывали, сначала только чёрной, а позднее — разными красками: белой, красной и чёрной. Горшки украшены целыми процессиями идущих друг за другом животных: быков, антилоп с ветвистыми рогами, птиц. Подобные изображения сохранились в индийской культуре на каменных печатях. В хозяйстве земледельцев охота ещё играла важную роль, они не знали обработки металла и изготавливали свои орудия из камня. Но постепенно формировалось устойчивое хозяйство, развивавшееся на тех же основаниях (прежде всего, на земледелии), что и цивилизация в долине Инда.
В тот же период сложились устойчивые торговые связи с соседними землями. На это указывают широко распространённые среди земледельцев украшения из привозных камней: лазурита, сердолика, бирюзы с территории Ирана и Афганистана.
Общество Мергара становилось высокоорганизованным. Среди домов появились общественные зернохранилища — ряды небольших комнат, разделённых перегородками. Такие склады действовали как центральные пункты распределения продуктов. Развитие общества выражалось и в увеличении богатства поселения. Археологи обнаружили множество погребений. Всех жителей хоронили в богатых нарядах с украшениями из бус, браслетов, подвесок.
Со временем земледельческие племена расселились из горных районов в долины рек. Освоили равнину, орошаемую Индом и его притоками. Благодатная почва долины быстрому росту населения, развитию ремёсел, торговли и земледелия. Селения вырастали в города. Увеличивалось число культурных растений. Появилась финиковая пальма, помимо ячменя и пшеницы стали сеять рожь, выращивать рис и хлопок. Для орошения полей начали строить небольшие протоки. Приручили местный вид крупного рогатого скота — зебувидного быка. Так постепенно росла древнейшая цивилизация северо-запада Индостана. На раннем этапе учёные выделяют несколько зон внутри ареала: восточную, северную, центральную, южную, западную и юго-восточную. Для каждой из них характерны свои особенности. Но к середине III тысячелетия до н. э. различия почти стёрлись, и в эпоху расцвета хараппская цивилизация вошла как единый в культурном отношении организм.