Викториа́нская эпо́ха (1837—1901) — период правления Виктории, королевы Британской империи, Ирландии и Индии.
Викторианская эпоха представляется неоднородно, поскольку характеризуется стремительными изменениями во многих сферах жизни общества: технологические, демографические сдвиги, изменения политического и социального восприятия. Такие активные и постоянные перемены в сфере экономической и духовной жизни обуславливались отсутствием масштабных войн (что позволило Великобритании интенсивно развиваться), боязни катастрофы извне, а в течение всего периода сохранялся интерес к религиозным вопросам, происходило быстрое развитие научной мысли и самодисциплинирования человеческой личности[1].
В области экономики в этот период продолжались промышленная революция и развитие капитализма. Во внешней политике продолжалась колониальная экспансия Британии в Азии («Большая Игра») и Африке («драка за Африку»).
Для социального облика эпохи характерен строгий моральный кодекс (джентльменство), закрепившие консервативные ценности и классовые различия, романтизм и мистицизм[2]. Демографическая ситуация претерпела сильные изменения: число жителей Англии и Уэльса выросло с 16,8 млн 1851 года до 30,5 млн человек к 1901 году[3]; население Шотландии также выросло с 2,8 млн в 1851 году до 4,4 млн человек к 1901 году, а в Ирландии население значительно сократилось с 8,2 млн в 1841 году до менее 4,5 млн человек к 1901 году за счёт эмиграции и Великого голода 1845—1849 годов[4]. За период 1837—1901 годов из Великобритании эмигрировало (преимущественно в США, Австралию, Новую Зеландию, Канаду, Южную Африку) около 15 млн человек
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 30 апреля 2021; проверки требует 1 правка.
Декоративно-прикладное искусство — вид художественного творчества, который охватывает различные разновидности профессиональной творческой деятельности, направленной на создание изделий, тем или иным образом совмещающих утилитарную, эстетическую и художественную функции. Этот собирательный термин условно объединяет два обширных вида искусства: декоративное и прикладное. Иногда эту широкую область вместе с дизайном именуют предметным творчеством. В отличие от произведений изобразительного, или изящного искусства, предназначенных для эстетического и художественного восприятия вне окружающей среды и поэтому относящихся к «чистому искусству», многочисленные произведения декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление (прикладное искусство) или служить украшением в широком смысле этого слова (декоративное искусство). В первом случае ключевым понятием является утилитарность или утилитарная функция, во втором — декор. Таким образом, декоративно-прикладное искусство, наряду с архитектурой, относится к роду бифункциональных искусств (лат. bi — два, двойной и лат. functio — исполнение, действие).
Понятие «декоративно-прикладное искусство» следует отличать, с одной стороны, от технического и художественного ремесла, народных художественных промыслов (связанных с ручной обработкой материала — «рукомеслом»), оформительского искусства (имеющего эстетический, но не художественный характер), а с другой стороны — от промышленного дизайна, изначально связанного с методикой проектирования и механическим воспроизводством изделий[1][2]. В середине и второй половине XVIII века в Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств, действовали классы «мастерств и ремёсел» (к началу XIX века они оказались закрытыми ввиду изменений академической эстетики)[3]. Однако в истории русского искусства закрепился термин «учёное прикладничество», обозначающий работу профессиональных художников, имеющих академическое образование, в том числе иностранных мастеров, в области декоративного и прикладного искусства, изделия которых отличны от самодеятельного народного творчества профессиональной школой, хотя и, безусловно, связанных с народными традициями[4].
Область декоративно-прикладного искусства следует также отделять от монументально-декоративного искусства (монументально-декоративной росписи, фрески, декоративной и орнаментальной лепки, сграффито, мозаики, витража), хотя связь между ними, безусловно, существует.
В искусстве ХХ века функции традиционного декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и художественных ремёсел были значительно потеснены (но не замещены полностью) новым типом профессиональной проективной технико-эстетической деятельности — дизайном. В результате дискуссий о взаимосвязанности и различиях этих разновидностей творчества был введён обобщающий термин «предметное творчество», но он породил новые дискуссии[5].
У. Моррис. Рисунок для обоев. 1862
Волк. Деревянная мозаика (инкрустация)
Главной особенностью декоративно-прикладного искусства, в отличие от станкóвых видов (живописи, графики, скульптуры) является органичная связь его произведений с окружающей предметно-пространственной средой, потребностями жизни обычных людей в обычной жизненной обстановке, а не созерцание прекрасного в музеях. Из этой особенности возникло ещё одно образное название: «самое близкое искусство»[6]
Викториа́нская эпо́ха (1837—1901) — период правления Виктории, королевы Британской империи, Ирландии и Индии.
Викторианская эпоха представляется неоднородно, поскольку характеризуется стремительными изменениями во многих сферах жизни общества: технологические, демографические сдвиги, изменения политического и социального восприятия. Такие активные и постоянные перемены в сфере экономической и духовной жизни обуславливались отсутствием масштабных войн (что позволило Великобритании интенсивно развиваться), боязни катастрофы извне, а в течение всего периода сохранялся интерес к религиозным вопросам, происходило быстрое развитие научной мысли и самодисциплинирования человеческой личности[1].
В области экономики в этот период продолжались промышленная революция и развитие капитализма. Во внешней политике продолжалась колониальная экспансия Британии в Азии («Большая Игра») и Африке («драка за Африку»).
Для социального облика эпохи характерен строгий моральный кодекс (джентльменство), закрепившие консервативные ценности и классовые различия, романтизм и мистицизм[2]. Демографическая ситуация претерпела сильные изменения: число жителей Англии и Уэльса выросло с 16,8 млн 1851 года до 30,5 млн человек к 1901 году[3]; население Шотландии также выросло с 2,8 млн в 1851 году до 4,4 млн человек к 1901 году, а в Ирландии население значительно сократилось с 8,2 млн в 1841 году до менее 4,5 млн человек к 1901 году за счёт эмиграции и Великого голода 1845—1849 годов[4]. За период 1837—1901 годов из Великобритании эмигрировало (преимущественно в США, Австралию, Новую Зеландию, Канаду, Южную Африку) около 15 млн человек
Язык
Следить
Править
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 30 апреля 2021; проверки требует 1 правка.
Декоративно-прикладное искусство — вид художественного творчества, который охватывает различные разновидности профессиональной творческой деятельности, направленной на создание изделий, тем или иным образом совмещающих утилитарную, эстетическую и художественную функции. Этот собирательный термин условно объединяет два обширных вида искусства: декоративное и прикладное. Иногда эту широкую область вместе с дизайном именуют предметным творчеством. В отличие от произведений изобразительного, или изящного искусства, предназначенных для эстетического и художественного восприятия вне окружающей среды и поэтому относящихся к «чистому искусству», многочисленные произведения декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление (прикладное искусство) или служить украшением в широком смысле этого слова (декоративное искусство). В первом случае ключевым понятием является утилитарность или утилитарная функция, во втором — декор. Таким образом, декоративно-прикладное искусство, наряду с архитектурой, относится к роду бифункциональных искусств (лат. bi — два, двойной и лат. functio — исполнение, действие).
Понятие «декоративно-прикладное искусство» следует отличать, с одной стороны, от технического и художественного ремесла, народных художественных промыслов (связанных с ручной обработкой материала — «рукомеслом»), оформительского искусства (имеющего эстетический, но не художественный характер), а с другой стороны — от промышленного дизайна, изначально связанного с методикой проектирования и механическим воспроизводством изделий[1][2]. В середине и второй половине XVIII века в Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств, действовали классы «мастерств и ремёсел» (к началу XIX века они оказались закрытыми ввиду изменений академической эстетики)[3]. Однако в истории русского искусства закрепился термин «учёное прикладничество», обозначающий работу профессиональных художников, имеющих академическое образование, в том числе иностранных мастеров, в области декоративного и прикладного искусства, изделия которых отличны от самодеятельного народного творчества профессиональной школой, хотя и, безусловно, связанных с народными традициями[4].
Область декоративно-прикладного искусства следует также отделять от монументально-декоративного искусства (монументально-декоративной росписи, фрески, декоративной и орнаментальной лепки, сграффито, мозаики, витража), хотя связь между ними, безусловно, существует.
В искусстве ХХ века функции традиционного декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и художественных ремёсел были значительно потеснены (но не замещены полностью) новым типом профессиональной проективной технико-эстетической деятельности — дизайном. В результате дискуссий о взаимосвязанности и различиях этих разновидностей творчества был введён обобщающий термин «предметное творчество», но он породил новые дискуссии[5].
У. Моррис. Рисунок для обоев. 1862
Волк. Деревянная мозаика (инкрустация)
Главной особенностью декоративно-прикладного искусства, в отличие от станкóвых видов (живописи, графики, скульптуры) является органичная связь его произведений с окружающей предметно-пространственной средой, потребностями жизни обычных людей в обычной жизненной обстановке, а не созерцание прекрасного в музеях. Из этой особенности возникло ещё одно образное название: «самое близкое искусство»[6]