О том, в каких масштабах и по какому принципу происходило земель боярам и служилым людям при царе Фёдоре Алексеевиче, рассказывается в статье М.Ю. Зенченко. Первоначально статья под названием «И той их даче по межам, и по сыску, и по досмотру быть за ними...» (земельная политика в царствование Федора Алексеевича) опубликована в сборнике "Paleobureaucratica. Сборник статей к 90-летию Н.Ф. Демидовой" (М.: Древлехранилище, 2012. С.125-141) 3енченко М. Ю. «И той их даче по межам, и по сыску, и по досмотру быть за ними...» (земельная политика в царствование Федора Алексеевича)1 Практика землями («дача» в терминологии русских делопроизводственных документов) «в оклад» за службу и в качестве дополнительного вознаграждения за заслуги на всем протяжении XVII века оставалась одним из важнейших инструментов правительства. Челобитные о получении земель «в оклады сполна» и «в придачу», вероятно, наиболее распространенное требование российского дворянства. Таким образом, отношение правительства к требованиям дворянства в земельном вопросе является важнейшим показателем - когда и на удовлетворение каких социальных групп внутри неоднородного сословия расходовались не столь уж богатые земельные ресурсы. Вопреки достаточно широко распространенному мнению, правительство не ограничивало хозяйственную активность населения по освоению новых земель. «Выставки» (выселки), «починки», «займища» - широко распространенные термины поселений, обозначающие как раз самозахват еще неосвоенных территорий. Даже в конце XVII в. владельческая принадлежность распаханных полей могла быть определена по норме «Русской правды»: «где соха, коса и топор ходили». Существовало два обязательных условия для сохранения таких поселений. Во-первых, новая деревня должна быть обязательно зарегистрирована (т. е. внесена в государственный земельный кадастр), а владелец был обязан иметь на руках отдельную грамоту.
Самый длительный в истории человечества — каменный век. Начался около 2,5 млн. лет назад и закончился в III тысячелетии до н. э., охватывает более 2 млн. лет. Делится на три периода: древний — палеолит, средний — мезолит, новый — неолит. Следы первого человека, найденного на территории Казахстана относятся к древнекаменному веку (нижнему или раннему палеолиту). Период раннего палеолита — 800–140 тысячелетие до н. э. Стоянки раннего палеолита в Казахстане: Бориказган, Шабакты, Каратау Карасу — Южный Казахстан; Семизбугы, Кудайкол, Жаманайбат — Центральный Казахстан; Канай и Козыбай — Восточны Казахстан; Шабактысай и Сарытас — Западный Казахстан. На стоянках в Южном Казахстане обнаружены самые древние каменные орудия труда — ручное рубило (чоппер), остроконечники, отщепы (каменные пластины), топоры, ножи и др. Происходит становление человечества, его хозяйства. Наблюдается низкий уровень производительных сил. Человек потребляет готовые продукты природы, занимаясь собирательством, охотой, ловлей. Сформировалась первая общественная организация древних людей — человеческое стадо. Далее созревают предпосылки для первобытной общины. Возникает естественное разделение труда, начальные формы общины.
Каменный век на территории Казахстана
Самый длительный в истории человечества — каменный век. Начался около 2,5 млн. лет назад и закончился в III тысячелетии до н. э., охватывает более 2 млн. лет. Делится на три периода: древний — палеолит, средний — мезолит, новый — неолит. Следы первого человека, найденного на территории Казахстана относятся к древнекаменному веку (нижнему или раннему палеолиту). Период раннего палеолита — 800–140 тысячелетие до н. э. Стоянки раннего палеолита в Казахстане: Бориказган, Шабакты, Каратау Карасу — Южный Казахстан; Семизбугы, Кудайкол, Жаманайбат — Центральный Казахстан; Канай и Козыбай — Восточны Казахстан; Шабактысай и Сарытас — Западный Казахстан. На стоянках в Южном Казахстане обнаружены самые древние каменные орудия труда — ручное рубило (чоппер), остроконечники, отщепы (каменные пластины), топоры, ножи и др. Происходит становление человечества, его хозяйства. Наблюдается низкий уровень производительных сил. Человек потребляет готовые продукты природы, занимаясь собирательством, охотой, ловлей. Сформировалась первая общественная организация древних людей — человеческое стадо. Далее созревают предпосылки для первобытной общины. Возникает естественное разделение труда, начальные формы общины.