Ресурсы Учебник: История Казахстана.. – стр 75-76 параграф 27-28 1. Краткий тезисный план, текст учебника стр 75-76 параграф 27-28
2. Просмотри видео
https://youtu.be/cLZym4e7kNg урок
https://youtu.be/GxqyCUj4wYA цор
3. Выполни задания в рабочей тетради или в документе, предложенные в плане самостоятельной работы.
4. В тетрадь записать:
1. Число
2. Тему
3. Термины
Курган «с усами» -». Это сложные погребально-поминальные комплексы, сооружавшиеся из камня. Они обычно состоят из трех частей: большой курган, малый курган и каменные дорожки в виде полудуг («усов»).
Каменная гряда- каменные дорожки в виде полудуг («усов»), длиной от 60 до 200 м. Эти «усы» примыкают к курганам и всегда обращены на восток
К Тасмолинской культуре относятся памятники раннего железного века Сарыарки.
Название дано по местности Тасмола в Екибастузском районе Павлодарской области, где впервые был раскопан курган данной культуры.
Для этого региона характерны так называемые курганы с «усами». Особенность курганов тасмолинской культуры состоит в том, что в них имеются два захоронения. Оба кургана расположены по соседству. В большом кургане хоронили человека, в малом кургане – лошадь.
От них в восточном направлении отходят 2 ответвления, насыпанные из камней. Длина этих «усов» составляет от 10 до 30 метров.
Еще одной особенностью является наличие в курганах деревянной и металлической посуды, керамическая посуда почти не встречается. Археолог К.А. Акишев считает, что тасмолинская культура относится к исседонам . Следовательно сакским племенам.
Встречаются четыре вида курганов с «усами». К первому виду относятся малые курганы, выложенные с восточной стороны от большого кургана. От восточной стороны малого кургана отходит каменная цепочка, напоминающая «усы». При втором виде два кургана строились с юга на север в одном ряду, и от каждого от них, с южной и северной сторон на восток отходят каменные дуги – «усы».Третий вид – это когда сначала строился один большой курган, а затем на нем возводили малый курган. От восточной стороны большого кургана отходит «ус». Четвертый вид схож с третьим, т.е. он состоит из двух курганов, построенных друг на друге. Границу между двумя курганами можно отследить только в ходе раскопок.
Для чего строились курганы с «усами»? Известна гипотеза астрономического назначения курганов с «усами». По мнению биолога и энтузиаста археологии П.И. Мариковского, курганы с «усами» были древними обсерваториями и служили для наблюдения за звездным небом, солнцем и луной, для определения времен года. Возможно, что комплексы с «усами» могли использоваться для астрономических определений, но это вряд ли было главным при их строительстве. Иногда такие курганы находятся на расстоянии нескольких километров друг от друга, на некоторых могильниках имеется по два кургана с «усами». Зачем строить две «обсерватории», когда для наблюдений за небом достаточно и одной? Наиболее обоснованно мнение М.К. Кадырбаева, который считал, что комплексы с каменными «усами» были сооружениями погребально-ритуального назначения и отражали идеи солнечного культа, существовавшего у тасмолинских племен.
Курган Нуркен. Каркаралинский район. К настоящему времени условно определен основной ареал курганов с «усами». По временным данным, на территории Казахстана открыто свыше 300 памятников. Эти данные ежегодно пополняются. Основной ареал охватывает Центральный и Северный Казахстан (Кокшетау), а также степные пространства западной части (Абыралы, Шынгыстау, Шубартау) современной Восточно-Казахстанской области. Здесь сосредоточено свыше 80% от общего числа курганов с «усами» Казахстана. География этой основной массы курганов с «усами» связана с ареалом тасмолинской культуры.
Дескрипторы- ученик называет виды курганов Тасмолинской культуры,
Называет временные рамки , знает почему культура получила такое название и ее особенности и может сравнить курганы разных культур.
После падения III династии Ура в Двуречье на протяжении двух с лишним столетий наблюдается усиление центробежных сил, политическая раздробленность и междоусобные войны.
Завоеватели-амореи основали несколько государств, из которых два оказались более сильными, и властители их наименовали себя царями Шумера и Аккада, т.е. претендовали на власть над всей страной. Этими государствами были Исин и Ларса. Однако, ослабляя друг друга, они не в силах были осуществить свои притязания. Ларса находилась к тому же под сильным влиянием соседнего Элама, цари которого сажали на престол этого города-государства своих ставленников. Самостоятельную роль играли аморейские царства за переделами собственного Двуречья. Кроме того в дела Двуречья пытается вмешиваться семитический город государство Ашшур (на среднем Тигре, ядро будущей Ассирийской державы). Наконец возвышается город, которому суждено было стать на много веков основным центром в долине Тигра и Евфрата и затмить своим блеском более древние города. Это был Вавилон (точнее, Бабили – «врата Бога»). Около 1895 г. до н. э. вновь вторгшимся аморейским племенам удалось захватить северную часть царства Исин и создать здесь самостоятельное государство, столицей которого и стал город Вавилон. Новое государство в течение примерно столетия не играло большой роли. Но к началу XVIII в. до н. э. Исин, ослабленный отпадением Вавилона, потерял прежнее значение, а Ларса незадолго до этого (в 1834 г. до н. э.) была завоёвана эламитами. На севере наступил период временного усиления Ассирии, поставившей в зависимость от себя некоторые области Аккада, в частности, области городов Мари и Эшнунны. Эти обстоятельства и были использованы вавилонским царём Хаммурапи (1792—1750). Чтобы развязать себе руки в борьбе за господство в Двуречье, Хаммурапи, как кажется, временно признал свою зависимость от ассирийского царя Шамшиадада I. Уже в 7-м году своего царствования Хаммурапи завоевал Урук и Исин, использовав при этом Римсина, представителя эламской династии в Ларсе, с царями которой поддерживались в то время дружественные отношения. Соорудив в 9-м году имевший большое хозяйственное значение канал, получивший название “Хаммурапи—изобилие”, он пытался примирить население завоёванных областей со своей властью. Достигнув первых значительных успехов, Хаммурапи стал опасаться вмешательства со стороны ассирийского царя Шамшиадада I и его союзников — степных племён. Он стал принимать меры к укреплению своих северных границ и начал завоевание пограничных областей.[110]
До XIX. до н.э. этот город, расположенный на левом берегу Евфрата, не играл самостоятельной политической роли и отнюдь не отличался большими размерами. В дальнейшем, однако, Вавилон усиливается экономически и политически, используя упадок и разорение ближайших соседей – Киша и Аккада. Выгодное расположение на скрещении речных и караванных путей его превращению в крупный торговый центр. Население увеличивалось за счёт притока аморейских переселенцев, двигавшихся из Сирийской степи.