Иной вариант решения проблемы предложен р. Моше-Хпимом Луцато
Он совершенно не пытается спорить с тем, что в мире существует зло. Наоборот и добро и зло - создания Всевышнего. Зачем нужно зло? Рассуждение здесь выглядит так:
Творец при Сотворении мира хотел создать одно из творений таковым образом, чтобы оно могло принимать благо (добро) по заслугам своим. Для того, чтобы приобрести заслуги, это творение должно иметь возможность ВЫБОРА. Поэтому Он создал человека, наделив его двумя началами: склонностью к добру и склонностью ко злу. Выбирая между ними, человек приобретает заслугу (из писем, 23)
С другой стороны грядущая победа добра над злом продемонстрирует всему миру полную и единоличную власть Создателя над миром:
Всевышний хотел даровать добро таким образом, чтобы человеку было не стыдно его принимать и хотел Он проявить Свою единоличную властьВначале Он дает злу возможность существования в мире, с тем, чтобы потом исправить все зло, произошедшее в мире. И тогда Его единоличная власть проявится в мире. (138 врат мудрости 3-4).
Тем самым мы видим, что Творец создал в мире добро и зло. С одной стороны для того, чтобы дать человеку возможность выбирать. С другой стороны, по мнению Моше-Хаима Луцато зло существует в мире лишь временно до тех пор, пока Творец не сочтет, что пришло время явить Свою власть, и тогда зло пропадет и станет ясно, что Творец один правит миром. Непременным элементом всего этого рассуждения является будущее исправление всего зла в мире и единый источник как добра, так и зла.
Время со второй четверти XII в. в домонгольской Руси характеризуется феодальной раздробленностью. В Полоцкой земле этот процесс проходил в условиях роста смоленского влияния: с 30гг. XII в. Смоленские князья все чаще и чаще стали выступать в качестве гаранта княжеской власти в Полоцке. В 80гг. этот процесс вошел в новую стадию, связанную с особенностью политической ситуации, сложившейся в княжестве к указанному времени.
В историографии (в трудах М.В. Довнар-Запольского, П.В. Голубовского, В.Е. Данилевича, Л.В. Алексеева, М.И. Ермаловича и Д.Н. Александрова ) тема взаимоотношений Полоцких и Смоленских князей затрагивалась лишь в связи с изучением политической истории двух княжеств и специально никем не рассматривалась. Все они сходятся на том, что из-за войн XI- начала XII веков Полоцка с Киевом и внутренних усобиц, князья смоленские, по выражению В.Е. Данилевича, постепенно приобрели “большое влияние на ход дел в Полоцкой земле”, а затем подчинили ее себе. Апогеем влияния Смоленска на полоцкие дела, как считает Л.В. Алексеев, были 60-70е гг. XII в., когда Всеславом Васильковичем был отдан смоленским князьям Витебск, а сам он попал к ним в зависимость. Однако, в конце века, как отмечали еще Довнар-Запольский и Голубовский, влияние смолян упало: Витебск был потерян и притязания на Полоцк были ими оставлены.
В 1129г., в результате разногласий с Великим князем Киевским Мстиславом Владимировичем Полоцкие князья Давыд, Ростислав, Святослав Всеславичи и “Рогволодича два… Василия и Ивана” (имена Рогволдичей дает Воскресенская летопись) были высланы в Византию. Представителя Всеславичей на Полоцком столе мы видим снова лишь в 1132г., когда недовольные полочане изгнали Святополка Мстиславича, сына Мстислава Великого, и посадили Василько Святославича, по каким-то причинам бывшего в это время на Руси. С этого князя начинается “новое направление” в Полоцкой земле: в 1137г. он заключил договор (по которому забывались
Он совершенно не пытается спорить с тем, что в мире существует зло. Наоборот и добро и зло - создания Всевышнего. Зачем нужно зло? Рассуждение здесь выглядит так:
Творец при Сотворении мира хотел создать одно из творений таковым образом, чтобы оно могло принимать благо (добро) по заслугам своим. Для того, чтобы приобрести заслуги, это творение должно иметь возможность ВЫБОРА. Поэтому Он создал человека, наделив его двумя началами: склонностью к добру и склонностью ко злу. Выбирая между ними, человек приобретает заслугу (из писем, 23)
С другой стороны грядущая победа добра над злом продемонстрирует всему миру полную и единоличную власть Создателя над миром:
Всевышний хотел даровать добро таким образом, чтобы человеку было не стыдно его принимать и хотел Он проявить Свою единоличную властьВначале Он дает злу возможность существования в мире, с тем, чтобы потом исправить все зло, произошедшее в мире. И тогда Его единоличная власть проявится в мире. (138 врат мудрости 3-4).
Тем самым мы видим, что Творец создал в мире добро и зло. С одной стороны для того, чтобы дать человеку возможность выбирать. С другой стороны, по мнению Моше-Хаима Луцато зло существует в мире лишь временно до тех пор, пока Творец не сочтет, что пришло время явить Свою власть, и тогда зло пропадет и станет ясно, что Творец один правит миром. Непременным элементом всего этого рассуждения является будущее исправление всего зла в мире и единый источник как добра, так и зла.
Время со второй четверти XII в. в домонгольской Руси характеризуется феодальной раздробленностью. В Полоцкой земле этот процесс проходил в условиях роста смоленского влияния: с 30гг. XII в. Смоленские князья все чаще и чаще стали выступать в качестве гаранта княжеской власти в Полоцке. В 80гг. этот процесс вошел в новую стадию, связанную с особенностью политической ситуации, сложившейся в княжестве к указанному времени.
В историографии (в трудах М.В. Довнар-Запольского, П.В. Голубовского, В.Е. Данилевича, Л.В. Алексеева, М.И. Ермаловича и Д.Н. Александрова ) тема взаимоотношений Полоцких и Смоленских князей затрагивалась лишь в связи с изучением политической истории двух княжеств и специально никем не рассматривалась. Все они сходятся на том, что из-за войн XI- начала XII веков Полоцка с Киевом и внутренних усобиц, князья смоленские, по выражению В.Е. Данилевича, постепенно приобрели “большое влияние на ход дел в Полоцкой земле”, а затем подчинили ее себе. Апогеем влияния Смоленска на полоцкие дела, как считает Л.В. Алексеев, были 60-70е гг. XII в., когда Всеславом Васильковичем был отдан смоленским князьям Витебск, а сам он попал к ним в зависимость. Однако, в конце века, как отмечали еще Довнар-Запольский и Голубовский, влияние смолян упало: Витебск был потерян и притязания на Полоцк были ими оставлены.
В 1129г., в результате разногласий с Великим князем Киевским Мстиславом Владимировичем Полоцкие князья Давыд, Ростислав, Святослав Всеславичи и “Рогволодича два… Василия и Ивана” (имена Рогволдичей дает Воскресенская летопись) были высланы в Византию. Представителя Всеславичей на Полоцком столе мы видим снова лишь в 1132г., когда недовольные полочане изгнали Святополка Мстиславича, сына Мстислава Великого, и посадили Василько Святославича, по каким-то причинам бывшего в это время на Руси. С этого князя начинается “новое направление” в Полоцкой земле: в 1137г. он заключил договор (по которому забывались