«Смерть Марата» (фр. La Mort de Marat) — картина французского художника Жака Луи Давида, является одной из самых известных картин, посвящённых Великой Французской Революции.
Картина повествует о судьбе Жана Поля Марата, журналиста радикальной газеты «Друг народа», лидера якобинцев. Марат был одним из наиболее ярых сторонников якобинского террора. Заболев кожной болезнью, Марат не выходил из дома и, чтобы облегчить свои страдания, принимал ванны. 13 июля 1793 года он был заколот ножом в своей квартире дворянкой Шарлоттой Корде.
Надпись на деревянной тумбе — авторское посвящение: «МАРАТУ, Давид». В руке Марата зажат листок с текстом: «13 июля 1793, Мари Анна Шарлотта Корде — гражданину Марату. Я несчастна, а потому имею право на вашу защиту». На самом деле Марат не успел получить эту записку — Корде убила его раньше[1]. Хотя многие исследователи утверждают, что эпизод с запиской был полностью выдуман художником, чтобы ещё больше подчеркнуть драму. Его поза и рана чуть ниже ключицы напоминает образ Иисуса в момент снятия с креста. Сумбурное и хаотичное убийство тщательно редактируется художником и походит на мученичество. Положение правой руки напоминает фигуру Иисуса в картине «Погребение Христа» (иногда «Положение во гроб») авторства Караваджо.
Давид поднёс картину Конвенту. В своей речи депутатам он сказал:
«Народ обращался к моему искусству, желая вновь увидеть черты своего друга… Я услышал голос народа, я повиновался ему. — Спешите все! Мать, вдова, сирота, угнетенный солдат, все вы, кого Марат защищал до конца своей жизни, приблизьтесь! И посмотрите на своего друга. Того, кто стоял на страже, уже нет. Его перо, ужас изменников, выпадает из его рук. О, горе! Ваш неутомимый друг мертв!»[2].
Картина была крайне популярна, существует несколько повторений — авторских и художников его школы («Смерть Марата». Ок. 1793. Мастерская Давида. Музей изящных искусств в Реймсе; «Смерть Марата». Ок. 1793. Мастерская Давида. Музей изящных искусств в Дижоне; «Жан Поль Марат, убитый в ванне 13 июля 1793 года». XIX в. Ж.-М. Ланглуа по ор. Давида. Версаль).
По достоинству оценил полотно Бодлер: по его определению Марат, являет «перед нами трагедию, полную живой боли и ужаса». «В картине есть что-то нежное и одновременно щемящее; в холодном пространстве этой комнаты, меж этих холодных стен, над холодной зловещей ванной парит душа»[3].
В настоящее время картина находится в Брюсселе, в собрании Королевского музея изобразительных искусств.
На этот сюжет писали картины и другие художники. Например:
«Убийство Марата», Л. Брион де Ла Тур. Ламбине.
«Убийство Марата», Антуан-Жозеф Вирц — музей искусства и промышленности Андре Дилижана в Рубе (в Советском Союзе выпускалась открытка-репродукция картины, а в 1996 году она была размещена на почтовой блокмарке).
«Шарлотта Корде. Смерть Марата» — Жюль-Шарль Авье. Руан. Художественный музей.
«Смерть Марата», 1927-29, ГТГ, Гончаров А. Д. (прослеживается влияние экспрессионизма)
«Смерть Марата». 1888. Ж. Рок. Музей августинцев в Тулузе.
На картине Поля Жака Бодри главным героем является уже убийца, а не жертва. Картина и называется соответствующе — «Шарлотта Корде» (1860, Музей изящных искусств в Нанте).
Также смерти Марата посвящено множество гравюр и рисунков.
Ускорение - это одна из многочисленных непродуманных мер, внедренных Горбачевым во время перестройки.
Объяснение:
1. Термином «ускорение» обычно принято называть ранний этап горбачёвских реформ (1985—1987), когда принимаемые меры носили сугубо административный характер. Целью проводимого курса было ускорение социального и экономического развития Советского Союза. По своей сути термин «ускорение» означал признание отставания СССР в развитии[1] от ведущих промышленных государств и стран мира и являлся новой версией старого лозунга «догнать и перегнать». Для всего этого требовалась модернизация экономики и политической системы. Политика «ускорения» предполагала преодоление экономических проблем путём активизации скрытых ресурсов. Давалась установка на модернизацию производства. Для того, чтобы это партийное задание было выполнено, ужесточались трудовая дисциплина и ответственность руководителей предприятий. Однако такая политика вряд ли могла оказаться успешной в условиях продолжения «холодной войны». Модернизации, тем более модернизация догоняющая, требует больших капиталовложений, которые СССР не мог себе позволить в условиях огромных трат на вооружения.
2. Причины поймем, если прочитаем следующие пункты:
Накопление критического потенциала в обществе, сомнения в «загнивающем капитализме», правильности пути, выбранного старшими поколениями
Формирование «теневой экономики»
Снижение жизненного уровня населения
Крайне слабое развитие наукоемких отраслей производства (микроэлектроники, биотехнологий, информатики)
Снижение темпов экономического роста
Сохранение экстенсивных методов хозяйствования, что во многом формированию затратной экономики
Превращение страны в сырьевой придаток мировой системы хозяйствования (вывоз сырья и закупка продовольствий)
«Остаточный» принцип финансирования сферы медицины, образования, науки, культуры, жилищного строительства
Преобладание уровнительности в распределении материальных благ среди основной массы населения
Привилегированное положение при распределении материальных благ, партийно-государственной номенклатуры
Рост негативных явлений в социальной сфере (пьянство, наркомания)
3. В те годы ускорение в принципе было невозможно не при каких обстоятельствах.
«Смерть Марата» (фр. La Mort de Marat) — картина французского художника Жака Луи Давида, является одной из самых известных картин, посвящённых Великой Французской Революции.
Картина повествует о судьбе Жана Поля Марата, журналиста радикальной газеты «Друг народа», лидера якобинцев. Марат был одним из наиболее ярых сторонников якобинского террора. Заболев кожной болезнью, Марат не выходил из дома и, чтобы облегчить свои страдания, принимал ванны. 13 июля 1793 года он был заколот ножом в своей квартире дворянкой Шарлоттой Корде.
Надпись на деревянной тумбе — авторское посвящение: «МАРАТУ, Давид». В руке Марата зажат листок с текстом: «13 июля 1793, Мари Анна Шарлотта Корде — гражданину Марату. Я несчастна, а потому имею право на вашу защиту». На самом деле Марат не успел получить эту записку — Корде убила его раньше[1]. Хотя многие исследователи утверждают, что эпизод с запиской был полностью выдуман художником, чтобы ещё больше подчеркнуть драму. Его поза и рана чуть ниже ключицы напоминает образ Иисуса в момент снятия с креста. Сумбурное и хаотичное убийство тщательно редактируется художником и походит на мученичество. Положение правой руки напоминает фигуру Иисуса в картине «Погребение Христа» (иногда «Положение во гроб») авторства Караваджо.
Давид поднёс картину Конвенту. В своей речи депутатам он сказал:
«Народ обращался к моему искусству, желая вновь увидеть черты своего друга… Я услышал голос народа, я повиновался ему. — Спешите все! Мать, вдова, сирота, угнетенный солдат, все вы, кого Марат защищал до конца своей жизни, приблизьтесь! И посмотрите на своего друга. Того, кто стоял на страже, уже нет. Его перо, ужас изменников, выпадает из его рук. О, горе! Ваш неутомимый друг мертв!»[2].
Картина была крайне популярна, существует несколько повторений — авторских и художников его школы («Смерть Марата». Ок. 1793. Мастерская Давида. Музей изящных искусств в Реймсе; «Смерть Марата». Ок. 1793. Мастерская Давида. Музей изящных искусств в Дижоне; «Жан Поль Марат, убитый в ванне 13 июля 1793 года». XIX в. Ж.-М. Ланглуа по ор. Давида. Версаль).
По достоинству оценил полотно Бодлер: по его определению Марат, являет «перед нами трагедию, полную живой боли и ужаса». «В картине есть что-то нежное и одновременно щемящее; в холодном пространстве этой комнаты, меж этих холодных стен, над холодной зловещей ванной парит душа»[3].
В настоящее время картина находится в Брюсселе, в собрании Королевского музея изобразительных искусств.
На этот сюжет писали картины и другие художники. Например:
«Убийство Марата», Л. Брион де Ла Тур. Ламбине.
«Убийство Марата», Антуан-Жозеф Вирц — музей искусства и промышленности Андре Дилижана в Рубе (в Советском Союзе выпускалась открытка-репродукция картины, а в 1996 году она была размещена на почтовой блокмарке).
«Шарлотта Корде. Смерть Марата» — Жюль-Шарль Авье. Руан. Художественный музей.
«Смерть Марата», 1927-29, ГТГ, Гончаров А. Д. (прослеживается влияние экспрессионизма)
«Смерть Марата». 1888. Ж. Рок. Музей августинцев в Тулузе.
На картине Поля Жака Бодри главным героем является уже убийца, а не жертва. Картина и называется соответствующе — «Шарлотта Корде» (1860, Музей изящных искусств в Нанте).
Также смерти Марата посвящено множество гравюр и рисунков.
Ускорение - это одна из многочисленных непродуманных мер, внедренных Горбачевым во время перестройки.
Объяснение:
1. Термином «ускорение» обычно принято называть ранний этап горбачёвских реформ (1985—1987), когда принимаемые меры носили сугубо административный характер. Целью проводимого курса было ускорение социального и экономического развития Советского Союза. По своей сути термин «ускорение» означал признание отставания СССР в развитии[1] от ведущих промышленных государств и стран мира и являлся новой версией старого лозунга «догнать и перегнать». Для всего этого требовалась модернизация экономики и политической системы. Политика «ускорения» предполагала преодоление экономических проблем путём активизации скрытых ресурсов. Давалась установка на модернизацию производства. Для того, чтобы это партийное задание было выполнено, ужесточались трудовая дисциплина и ответственность руководителей предприятий. Однако такая политика вряд ли могла оказаться успешной в условиях продолжения «холодной войны». Модернизации, тем более модернизация догоняющая, требует больших капиталовложений, которые СССР не мог себе позволить в условиях огромных трат на вооружения.
2. Причины поймем, если прочитаем следующие пункты:
Накопление критического потенциала в обществе, сомнения в «загнивающем капитализме», правильности пути, выбранного старшими поколениями
Формирование «теневой экономики»
Снижение жизненного уровня населения
Крайне слабое развитие наукоемких отраслей производства (микроэлектроники, биотехнологий, информатики)
Снижение темпов экономического роста
Сохранение экстенсивных методов хозяйствования, что во многом формированию затратной экономики
Превращение страны в сырьевой придаток мировой системы хозяйствования (вывоз сырья и закупка продовольствий)
«Остаточный» принцип финансирования сферы медицины, образования, науки, культуры, жилищного строительства
Преобладание уровнительности в распределении материальных благ среди основной массы населения
Привилегированное положение при распределении материальных благ, партийно-государственной номенклатуры
Рост негативных явлений в социальной сфере (пьянство, наркомания)
3. В те годы ускорение в принципе было невозможно не при каких обстоятельствах.