XXI век характерен попытками осмысления пересмотром сложившихся взглядов на историю и взаимоотношения стран, народов и религий. Тема данной работы - «Великое княжество Литовское и Русь» - актуальна в контексте сегодняшнего дня; в контексте российско-литовских отношений и дальнейшего развития постсоветской России.
Споры о Великом княжестве Литовском и об отношении к этому государству Руси, современной Литвы, России, Белоруссии, Украины, а также Польши ведутся уже давно, а после распада СССР приобрели ожесточённый характер.
Белорусский историк Игорь Литвин в книге "Затерянный мир, или малоизвестные страницы белорусской истории" пишет: «Современные литовцы необоснованно приписывают себе историю Великого Княжества Литовского».
По его мнению, Литовская республика имеет такое же отношение к Великому Княжеству Литовскому, как и современная Македония к империи Александра Македонского, т.е. составляет мизерную часть площади когда-то огромного государства.
Свою лепту в эти споры вносят литовские, российские, польские, украинские историки и политики.
Этническая группа жемайтов в Западной Литве, известная приверженностью литовским национальным традициям, объявила в мае 2012 года о своем желании восстановить Великое княжество Литовское (в прежних границах) и королевскую власть.
В сентябре 2012 года в Балтийском Федеральном университете им. И. Канта (Калининград) тема отношений между Литвой и Россией была заявлена в рамках форума «Балтийский регион: историческая память и диалог культур». В своём докладе, названном «Литва и Россия: возможна ли во взаимоотношениях позитивная память», историк Чесловас Лауринавичюс подчеркнул, что проблема этих взаимоотношений в уважении «которого, к сожалению, нет. И тут роль играет история». По его мнению, сегодня в обеих странах можно наблюдать не поиск исторической истины, а попытку найти пропаганду под определенную идеологию, что превращает историческую науку в служанку. Споры затрагивают вопросы власти, территорий, национальных и религиозных приоритетов.
Споры о Великом княжестве Литовском и об отношении к этому государству Руси, современной Литвы, России, Белоруссии, Украины, а также Польши ведутся уже давно, а после распада СССР приобрели ожесточённый характер.
Белорусский историк Игорь Литвин в книге "Затерянный мир, или малоизвестные страницы белорусской истории" пишет: «Современные литовцы необоснованно приписывают себе историю Великого Княжества Литовского».
По его мнению, Литовская республика имеет такое же отношение к Великому Княжеству Литовскому, как и современная Македония к империи Александра Македонского, т.е. составляет мизерную часть площади когда-то огромного государства.
Свою лепту в эти споры вносят литовские, российские, польские, украинские историки и политики.
Этническая группа жемайтов в Западной Литве, известная приверженностью литовским национальным традициям, объявила в мае 2012 года о своем желании восстановить Великое княжество Литовское (в прежних границах) и королевскую власть.
В сентябре 2012 года в Балтийском Федеральном университете им. И. Канта (Калининград) тема отношений между Литвой и Россией была заявлена в рамках форума «Балтийский регион: историческая память и диалог культур». В своём докладе, названном «Литва и Россия: возможна ли во взаимоотношениях позитивная память», историк Чесловас Лауринавичюс подчеркнул, что проблема этих взаимоотношений в уважении «которого, к сожалению, нет. И тут роль играет история». По его мнению, сегодня в обеих странах можно наблюдать не поиск исторической истины, а попытку найти пропаганду под определенную идеологию, что превращает историческую науку в служанку. Споры затрагивают вопросы власти, территорий, национальных и религиозных приоритетов.