Рабочий лист. ТЕМА: Общественное движение в годы правления Николая 1.
Главным вопросом общественной жизни России в 30-50 гг. 19 века стал вопрос о направлении дальнейшего развития страны. Выделялось консервативное и либеральное движения.
Консервативное движение. Разработка идей консерватизма принадлежала президенту Российской Академии наук графу С.С. Уварову. Он считал основами русской жизни православие, самодержавие и народность.. эти черты по его мнению отличали Россию от Запада. Самодержавие он мыслил как единство царя и народа и считал его основой жизни русского общества. Под православием Уваров понимал традиционную ориентацию русского человека на общественный интерес, стремление к общему благу и справедливости. Народность выражала единство объединённого вокруг царя народа без разделения на дворян, крестьян, мещан. Между народом и монархом, считал Уваров, всегда существовала духовная связь, которая и была гарантом успешного развития России.
Либеральное движение. Западники и славянофилы. Либеральное движение относится к концу 30-х – началу 40-х гг. и было представлено западниками и славянофилами. Западники считали, что мировая цивилизация едина и выход из неё какой-либо страны ведёт к загниванию. Они полагали, что Россия стала цивилизованным государством благодаря преобразованиям Петра Великого, который впервые попытался привить своему народу европейское образование. Задача России, по их мнению, состояла в том, чтобы примкнуть к Западу и образовать «единую общечеловеческую культурную семью». Славянофилы, напротив, отстаивали идею самобытности каждого народа, в том числе и русского. Они отрицательно оценивали деятельность Петра 1, считая, что его реформы повели Россию по пути ненужных заимствований у Запада. Это по, их мнению, стало причиной общественных неурядиц. Главной задачей, стоявшей перед страной в середине 19 века, славянофилы считали возвращение её «в старое, самобытное состояние». Даже иностранные слова, вошедшие в русскую речь, они предлагали исключить из употребления. Несмотря на многие важные различия западничества и славянофильства, у этих течений общественной мысли были и общие черты:
Отрицательное отношение к крепостному праву;
Убеждённость в необходимости коренных преобразований;
Надежда на то, что инициатором реформ выступит верховная власть с поддержкой передовой общественности;
Расчёт на то, что реформы будут носить постепенный и осторожный характер;
Уверенность в возможности мирного осуществления реформ;
Вера в Россию, в возможность её стремительного и уверенного движения к процветанию.
Кружки 20 – 30-х гг. Помимо консервативного и либерального движений, большую роль в зарождении революционной идеологии сыграли студенческие кружки. Конец 20-х – начало 30-х гг. можно назвать кружковым периодом российского общественного движения. Если во времена декабристов в состав кружков входила военная молодёжь, выходцы из высших слоёв, то теперь кружки включали представителей самых разнообразных слоёв общества.
Революционное движение. Возникло в 40-х – 50-х гг. одной из наиболее известных революционных организаций стало Кирилло-Мефодиевское общество на Украине. Его основателем бы л известный историк Н.И. Костомаров. Общество выступало за отмену крепостного права и сословных привилегий. Главной своей целью участники общества считали создание равноправного объединения славянских республик русских, украинцев, белорусов, поляков, чехов.
Около 10 тыс. лет назад в жизни человека произошли поистине революционные изменения: из собирательства появилось земледелие, а из охоты — скотоводство. люди научились делать одежду из ткани, лепить глиняные горшки. более сложным стало и общественное устройство. что стало причиной отказа от традиционных для первобытного общества способов добычи пропитания? какие изменения в жизни людей произошли вследствие перехода к земледелию и скотоводству? об этом вы узнаете на нашем сегодняшнем занятии. совершенствуя способы охоты и собирательства, первобытные люди все равно испытывали трудности, связанные с недостатком пищи, они были вынуждены постоянно кочевать в поисках животных и съедобных растений. люди зависели от природы. занимаясь собирательством, женщины заметили, что упавшие в землю зерна дикорастущего ячменя или пшеницы всходы. люди стали специально сеять зерно в разрыхленную почву. так из собирательства возникло земледелие. мужчины иногда приносили с охоты детенышей убитых животных. их можно было выкормить и приручить. люди одомашнили диких собак, свиней, овец, коз и коров так из охоты возникло скотоводство. переход от присваивающего хозяйства к производящему ученые назвали неолитической революцией. этот процесс занял целые сотни и даже тысячи лет. в результате распространения земледелия и скотоводства стали появляться новые орудия труда. для расчистки лесов под пашню стали изготавливать особо прочные каменные топоры из нефрита, палка-копалка превратилась в мотыгу, каменный нож для срезания колосьев был заменен костяным серпом с каменными вкладышами. появилось более совершенное оружие для охоты. для приготовления и хранения пищи стали использовать глиняную посуду. примитивные горшки изготавливали из сплетенных из прутьев и обмазанных глиной корзин, позже люди научились обжигать глину. так возникло одно из самых древних ремесел — гончарное. из шерсти овец и волокон льна люди научились изготавливать нити (прядение). с начала люди вручную сплетали нити, затем появился примитивный ткацкий станок. так возникло ткачество. с изобретением прядения и ткачества у людей появились одежды из льняного полотна и шерстяной ткани. переход к земледелию и скотоводству, изобретение ремесел привели к изменениям человеческого коллектива. сородичи собирались вместе для решения общих дел, они выбирали старейшин — самых опытных и мудрых членов рода, знавших повадки животных и свойства растений, древние предания и правила поведения. старейшины ляли родовыми общинами. между родовыми общинами, жившими в одной местности, устанавливались тесные контакты, заключались союзы. несколько родовых общин объединялись в племя. племенем лял совет старейшин. он разбирал споры между соплеменниками и определял наказания. самым страшным считалось изгнание из племени — ведь человек не мог прожить в одиночку. источник:
Мое путешествие по Древнему Египту случилось во время правления фараона Джосера. Он был вторым правителем 3 династии фараонов. При Джосере Древний Египет укрепился, и даже совершил несколько успешных походов против нубийцев и синайских кочевников, которые немного обогатили государство. Но приехала я в Древний Египет не для этого, а для того, чтобы увидить невероятные строения. Я очень хотела увидить одну из самых грандиозных усыпальниц в Древнем Египте – 6-ступенчатую пирамиду в некрополе у города Мемфис. Эта пирамида Джосера имеет огромное значение для дальнейшего развития архитектуры Древнего Египта, потому что с этого начинается «эпоха строительства пирамид». Сразу после пирамиды Джосера были построены пирамида Хафра, Менкаура, Хуфу и так далее. Я хотела увидеть то, на что тратятся сумасшедшие ресурсы, в том числе и человеческие. Также мое путешествие включало ознакомление с древнеегипетскими ремеслами. Были интересно посмотреть на синайские медные рудники, одни из первых в мире, не считая финикийские, добычу бирюзы. Мое путешествие по Древнему Египту показало, что в Египте жило сильно стратифицированное общество, где социальный статус значил не многое, а все. И такая сильная стратификация созданию уникальных архитектурных построек, ремесел и открытий.
Я очень хотела увидить одну из самых грандиозных усыпальниц в Древнем Египте – 6-ступенчатую пирамиду в некрополе у города Мемфис. Эта пирамида Джосера имеет огромное значение для дальнейшего развития архитектуры Древнего Египта, потому что с этого начинается «эпоха строительства пирамид».
Сразу после пирамиды Джосера были построены пирамида Хафра, Менкаура, Хуфу и так далее. Я хотела увидеть то, на что тратятся сумасшедшие ресурсы, в том числе и человеческие.
Также мое путешествие включало ознакомление с древнеегипетскими ремеслами. Были интересно посмотреть на синайские медные рудники, одни из первых в мире, не считая финикийские, добычу бирюзы.
Мое путешествие по Древнему Египту показало, что в Египте жило сильно стратифицированное общество, где социальный статус значил не многое, а все. И такая сильная стратификация созданию уникальных архитектурных построек, ремесел и открытий.