Проведите обсуждение следующих вопросов: 1)в чём заключались особые обстоятельства прихода к власти Михаила Романова? 2)как эти обстоятельства повлияли на характер его царствования?
Культура Московской Руси. Со 2-й половины 14в начинается подъем русской культуры, обусловленный успехами хозяйственного развития и победой в Куликовской битве (1380). Возрастает влияние Москвы как одного из культурных центров.
Литература – темы – борьба с иноземными захватчиками « Слово о гибели Русской земли» , «Житие Александра Невского» - воспеваются его подвиги. «Задонщина» - написана в жанре повести Сафонием в конце 14в, посвящено победе на Куликовом поле.
Широкое развитие получило зодчество, в первую очередь в Пскове и Новгороде (крупнейший центр культурной жизни) . Традиции русского зодчества опирались на традиции архитектуры домонгольского периода, облик церкви на Ковалеве 1345, образец нового стиля 2-й половины 14в – церковь Федора Стратилата на Ручье 1360-61. Одновременно с храмовым, в Новгороде велось крупное гражданское строительство, совместно с немцами построили Грановитую палату 1433 для торжественных приемов и заседаний совета господ. В 1302г в Новгороде заложен каменный кремль. Другим крупным центром был Псков, вся архитектура носила облик крепости. Строители создали особую систему перекрытия зданий со взаимно перекрещивающимися арками, псковские мастера завоевали известность. В Москве каменное строительство началось во 2-й четверти 14 в. – сооружение белокаменной крепости Московского Кремля, затем на территории были сооружены храмы и здания. Велось строительство в Коломне (Успенский собор) , Серпухове, Звенигороде (успенский собор) .
Живопись. Особое распространение получила иконопись, они служили заменой стенной живописи храмов, т. к. храмы были деревянные. Новгородская иконопись – изображение одного святого, если несколько, то в фас, с конца 14в икона – главный вид изобразительного искусства. Псковская иконопись отличалась типами лиц и смелостью композиции. Широкое распространение получила фреска – живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде. В 14в фрески получают новые черты: композицию, пространственный характер, вводится пейзаж, усиливается психологизм изображения – фрески Федора Стратилата на Ручье «Благовещение» .
Феофан Грек – фрески, иконы, отличаются монументальностью, силой и драматической выразительностью образов, смелой живописной манерой. В его творчестве выделяются 2 периода: новгородский (создает редкие по одухотворенности пр-ния) и московский (спокойные и уравновешенные) . В Новгороде церковь Преображения на Ильине Улице 1378. В Москве – церковь Рождества Богородицы 1395-96, Архангельский собор в Кремле. Вместе с Прохором и Андреем Рублевым – Благовещенский собор в Кремле 1405г. Его искусство определило развитие московской школы живописи.
Андрей Рублев – канонизирован русской православной церковью. Его творчество знаменовало подъем русской культуры, постигает расцвета московская школа живописи. Его работы отличают глубокая человечность, одухотворенность образов, совершенство художественной формы, отличие от Грека – персонажи мягче, человечнее. фрески на тему страшный суд в Успенском соборе во Владимире 1408, Иконостас в Троице-Сергиевом монастыре 1424-26, иконы - Апостол Павел, Архангел Гавриил. , Троица (в Третьяковской галерее).
Рост городов в Европе в XI–XV вв. содействовал развитию внешней торговли. Внешняя торговля была сконцентрирована в двух основных районах Европы (а бассейне Средиземного моря и на Балтийском и Северном морях) и имела большое значение. Средиземноморская торговля связывала Испанию, Францию, Италию с Византией и Востоком. С Востока в Европу привозили предметы роскоши, вино, пряности, фрукты. Бассейн Северного и Балтийского морей объединял североамериканские города с Нидерландами, Скандинавскими странами и западными городами Русского государства (Новгородом, Полоцком, Псковом) . Главенствующая роль во внешней торговле принадлежала ганзейским городам. Ганзейские купцы везли из Северной и Восточной Европы хлеб, рыбу, мед, пеньку, строевой лес, смолу, деготь, меха в обмен на сукно из Англии и Фландрии. Венеция и Генуя вели торговлю с Востоком через гавани Сирии и Египта, куда привозили товары из Китая и Индии.
Они организовали фактории в Феодосии и Азове, которые позже стали центрами торговли с Россией и Польшей. Морские пути торговли соединялись речными и сухопутными. Речные пути шли по Рейну и Эльбе в Германию, по Сене и Роне во Францию. Сухопутные дороги шли через альпийские перевалы: Сен-Бернар, Сен-Готард и Бреннер. Наиболее активным местом торговли, куда завозили товары из разных стран, было графство Шампань. Развитие торговли очень осложняла социально-экономическая и политическая ситуация того периода. Замедляло торговлю и отсутствие единой денежной системы. Торговля в Европе в XII–XV вв. проходила со своими сложностями и опасностями. Купцам доводилось встречаться с пиратами на морях и разбойниками на суше. Но все же рост товарно-денежных отношений образовывал возможность скапливания денежных капиталов в руках купцов. Для защиты своих интересов купцы организовывали Ганзу – торговый и политический союз, в который входило до 100 городов Северной, Западной и Восточной Европы. В связи с развитием международной торговли в Западной Европе стали возникать банки, которые вели денежные операции. Значительную роль в развитии банковского дела в средние века сыграли менялы. Отсутствие единой денежной системы и разнообразие монеты, которую в те времена чеканили не только короли, но и феодалы, делали совершенно необходимой профессию менялы.
Со 2-й половины 14в начинается подъем русской культуры, обусловленный успехами хозяйственного развития и победой в Куликовской битве (1380). Возрастает влияние Москвы как одного из культурных центров.
Литература – темы – борьба с иноземными захватчиками « Слово о гибели Русской земли» , «Житие Александра Невского» - воспеваются его подвиги. «Задонщина» - написана в жанре повести Сафонием в конце 14в, посвящено победе на Куликовом поле.
Широкое развитие получило зодчество, в первую очередь в Пскове и Новгороде (крупнейший центр культурной жизни) . Традиции русского зодчества опирались на традиции архитектуры домонгольского периода, облик церкви на Ковалеве 1345, образец нового стиля 2-й половины 14в – церковь Федора Стратилата на Ручье 1360-61.
Одновременно с храмовым, в Новгороде велось крупное гражданское строительство, совместно с немцами построили Грановитую палату 1433 для торжественных приемов и заседаний совета господ. В 1302г в Новгороде заложен каменный кремль.
Другим крупным центром был Псков, вся архитектура носила облик крепости. Строители создали особую систему перекрытия зданий со взаимно перекрещивающимися арками, псковские мастера завоевали известность.
В Москве каменное строительство началось во 2-й четверти 14 в. – сооружение белокаменной крепости Московского Кремля, затем на территории были сооружены храмы и здания.
Велось строительство в Коломне (Успенский собор) , Серпухове, Звенигороде (успенский собор) .
Живопись. Особое распространение получила иконопись, они служили заменой стенной живописи храмов, т. к. храмы были деревянные.
Новгородская иконопись – изображение одного святого, если несколько, то в фас, с конца 14в икона – главный вид изобразительного искусства.
Псковская иконопись отличалась типами лиц и смелостью композиции. Широкое распространение получила фреска – живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде. В 14в фрески получают новые черты: композицию, пространственный характер, вводится пейзаж, усиливается психологизм изображения – фрески Федора Стратилата на Ручье «Благовещение» .
Феофан Грек – фрески, иконы, отличаются монументальностью, силой и драматической выразительностью образов, смелой живописной манерой. В его творчестве выделяются 2 периода: новгородский (создает редкие по одухотворенности пр-ния) и московский (спокойные и уравновешенные) . В Новгороде церковь Преображения на Ильине Улице 1378. В Москве – церковь Рождества Богородицы 1395-96, Архангельский собор в Кремле. Вместе с Прохором и Андреем Рублевым – Благовещенский собор в Кремле 1405г. Его искусство определило развитие московской школы живописи.
Андрей Рублев – канонизирован русской православной церковью. Его творчество знаменовало подъем русской культуры, постигает расцвета московская школа живописи. Его работы отличают глубокая человечность, одухотворенность образов, совершенство художественной формы, отличие от Грека – персонажи мягче, человечнее. фрески на тему страшный суд в Успенском соборе во Владимире 1408, Иконостас в Троице-Сергиевом монастыре 1424-26, иконы - Апостол Павел, Архангел Гавриил. , Троица (в Третьяковской галерее).
Они организовали фактории в Феодосии и Азове, которые позже стали центрами торговли с Россией и Польшей.
Морские пути торговли соединялись речными и сухопутными. Речные пути шли по Рейну и Эльбе в Германию, по Сене и Роне во Францию. Сухопутные дороги шли через альпийские перевалы: Сен-Бернар, Сен-Готард и Бреннер.
Наиболее активным местом торговли, куда завозили товары из разных стран, было графство Шампань.
Развитие торговли очень осложняла социально-экономическая и политическая ситуация того периода.
Замедляло торговлю и отсутствие единой денежной системы.
Торговля в Европе в XII–XV вв. проходила со своими сложностями и опасностями. Купцам доводилось встречаться с пиратами на морях и разбойниками на суше.
Но все же рост товарно-денежных отношений образовывал возможность скапливания денежных капиталов в руках купцов.
Для защиты своих интересов купцы организовывали Ганзу – торговый и политический союз, в который входило до 100 городов Северной, Западной и Восточной Европы.
В связи с развитием международной торговли в Западной Европе стали возникать банки, которые вели денежные операции. Значительную роль в развитии банковского дела в средние века сыграли менялы.
Отсутствие единой денежной системы и разнообразие монеты, которую в те времена чеканили не только короли, но и феодалы, делали совершенно необходимой профессию менялы.