Вот: «От сессии до сессии живут студенты весело», – поется в знаменитом студенческом гимне. Маленькие стипендии, полуголодная жизнь и веселые попойки в общежитиях – именно так большинство представляет себе жизнь студентов. Университетские традиции уходят корнями далеко в Средневековье. Как же жили студенты и школяры раньше? Жестокие традиции посвящения в студенты, препарирование трупов тайком и бесконечные кутежи – быт студентов от Средневековья до Просвещения в новом материале diletant.media.
Многие студенты начинали учебу в еще совсем нежном возрасте. Например, в Парижском университете на факультете искусств держать экзамены бакалавра разрешалось с 14 лет. Встречались и великовозрастные ревнители наук. Например, Эразм Роттердамский лишь к 30 годам начал систематическую учебу.
Основу образования составляло, конечно, знание латинской грамматики. Эту премудрость будущие студенты должны были постигнуть до университета — в грамматической школе или с частными учителями. Школярам жилось несладко. Эразм Роттердамский сравнивал школы с застенками: главными инструментами обучения учителя считали розги, треххвостую плетку и линейку. Спокойная жизнь не была обеспечена и индивидуальным ученикам. Наказывали всех, даже принцев (юного Людовика XIII пороли до пятнадцати лет, хотя он тогда уже был королем). Исключение составляли только наследники английского трона, рядом с которыми всегда были «мальчики для битья».
Наказания не прекращались и в университете. Доминиканский монах, философ и педагог Винсент из Бове в трактате о воспитании государей приводит следующий список «орудий принуждения»: окрики, увещевания, розги, хлысты и т. п. В Колежже Монтегю в ходу были пинки, затрещины, таскание за волосы и уши: последний прием якобы улучшению памяти ученика.
Жили обычные студенты в нищете. За учебу и за право сдать экзамены надо было платить большие деньги. Для того, чтобы получить степень бакалавра, нужно было отучиться четыре года или даже пять лет. Именно поэтому многие студенты предпочитали учебу в провинции, где срок сокращался до трех лет. В XVI веке в Париже сдать экзамен на степень магистра искусств стоило примерно 60 ливров, на степень доктора медицины — 880 ливров, доктора богословия — тысячу ливров, неслыханную по тем временам сумму.
Юного Людовика XIII пороли до 15 лет Традиция посвящать новичков в студенты появилась еще во времена Средневековья. В руководстве для школяров конца XV века «Manuale Scolarium» описывается, кто неотесанного юнца, больше похожего на животного, нужно было превратить в подобие человеческого существа. На деле новичка подвергали издевательским процедурам: заставляли полоскать рот жидкостью из отхожего места, били, щипали, стригли тупыми ножницами, обрезали ногти, пихали в рот всякую дрянь и при этом задавали коварные вопросы типа «Сколько блох входит в меру?». Если юнец отвечал «не знаю», то получал пощечину со словами: «Дурак, они не входят туда, а выпрыгивают оттуда».
Обучение в университете стоило студентам больших денег Вырвавшись из-под контроля, студенты наслаждались свободной жизнью и часто забывали об учебе. Чем только не занимались школяры в учебных аудиториях — всем, чем угодно, кроме учения! Однажды во время учебы будущего поэта Ричарда Корбета в начале XVII века в Оксфорде в классе выпивали. Один из студентов заснул, и Корбет — между прочим, он тогда уже был магистром искусств, а то и бакалавром — изрезал ножницами его превосходные шелковые чулки.
Но временами стремление к учебе было даже чрезмерным, настолько, что правительству приходилось вводить определенные запреты. Например, студенты часто не удовлетворялись практическими занятиями по изучению анатомии, и по ночам тайком воровали трупы на кладбищах для самостоятельного изучения.
Посвящение в студенты включало в себя издевательские процедуры По легенде, Везалий, будучи в Париже, каждую ночь ходил воровать трупы на кладбище Невинных и к виселице на Монфоконе. Точно так же поступали во времена Платтера студенты в Монпелье. У них повсюду, вплоть до монастырей, были свои люди, предупреждавшие о похоронах.
Студенческая пирушка, иллюстрация к «Фаусту»
Непросто было обуздать и стремление студентов к веселью. В «Справочнике превосходного студента» 1495 года перечисляется всё, что было запрещено учащимся: проводить ночь (которая начинается в восемь-девять часов вечера зимой и в девять-десять часов летом) вне дома, забавляться по воскресеньям с мирянами (студенты считались клириками), купаться по понедельникам, слоняться по рынку по средам, отсутствовать на заутрене, дремать на мессе, пропускать вечерню, драться с малышней, марать книги во время службы, производить беспорядки, говорить глупости, рубить деревья, мешать палачу, когда он исполняет свои обязанности, декламировать комедии в церкви и на кладбище. А уж с пристрастием юношей к алкоголю и вовсе сладу не было! Очевидно, список составили на основе практических наблюдений.
Слово "крепостной" происходит от старорусского слова "крепость" - но это не та крепость, что со стенами и башнями. Крепостью называлось состояние прикрепления, привязки. Если крестьянин "в крепости" - это значило, что он прикреплен, привязан к земле обязательствами.
Эти обязательства со временем все усиливались. Если в начале XVII столетия крепостное состояние было личным, и дети крепостного были вольными, то уже с середины века крепостное состояние стало наследственным, и дети крепостного стали крепостными от рождения. Усиливались и требования о розыске беглых крепостных; сначала при Михаиле Федоровиче срок розыска беглого крестьянина был повышен с 5 до 15 лет, то при Алексее Михайловиче розыск стал бе Поэтому многие беглые крепостные стали находить себе прибежище среди донских казаков, так как у них было правило - с Дону выдачи нет. Они становились бедными казаками - голытьбой. Именно из этих людей в основном и состояло войско Степана Разина.
«От сессии до сессии живут студенты весело», – поется в знаменитом студенческом гимне. Маленькие стипендии, полуголодная жизнь и веселые попойки в общежитиях – именно так большинство представляет себе жизнь студентов. Университетские традиции уходят корнями далеко в Средневековье. Как же жили студенты и школяры раньше? Жестокие традиции посвящения в студенты, препарирование трупов тайком и бесконечные кутежи – быт студентов от Средневековья до Просвещения в новом материале diletant.media.
Многие студенты начинали учебу в еще совсем нежном возрасте. Например, в Парижском университете на факультете искусств держать экзамены бакалавра разрешалось с 14 лет. Встречались и великовозрастные ревнители наук. Например, Эразм Роттердамский лишь к 30 годам начал систематическую учебу.
Основу образования составляло, конечно, знание латинской грамматики. Эту премудрость будущие студенты должны были постигнуть до университета — в грамматической школе или с частными учителями. Школярам жилось несладко. Эразм Роттердамский сравнивал школы с застенками: главными инструментами обучения учителя считали розги, треххвостую плетку и линейку. Спокойная жизнь не была обеспечена и индивидуальным ученикам. Наказывали всех, даже принцев (юного Людовика XIII пороли до пятнадцати лет, хотя он тогда уже был королем). Исключение составляли только наследники английского трона, рядом с которыми всегда были «мальчики для битья».
Наказания не прекращались и в университете. Доминиканский монах, философ и педагог Винсент из Бове в трактате о воспитании государей приводит следующий список «орудий принуждения»: окрики, увещевания, розги, хлысты и т. п. В Колежже Монтегю в ходу были пинки, затрещины, таскание за волосы и уши: последний прием якобы улучшению памяти ученика.
Жили обычные студенты в нищете. За учебу и за право сдать экзамены надо было платить большие деньги. Для того, чтобы получить степень бакалавра, нужно было отучиться четыре года или даже пять лет. Именно поэтому многие студенты предпочитали учебу в провинции, где срок сокращался до трех лет. В XVI веке в Париже сдать экзамен на степень магистра искусств стоило примерно 60 ливров, на степень доктора медицины — 880 ливров, доктора богословия — тысячу ливров, неслыханную по тем временам сумму.
Юного Людовика XIII пороли до 15 лет
Традиция посвящать новичков в студенты появилась еще во времена Средневековья. В руководстве для школяров конца XV века «Manuale Scolarium» описывается, кто неотесанного юнца, больше похожего на животного, нужно было превратить в подобие человеческого существа. На деле новичка подвергали издевательским процедурам: заставляли полоскать рот жидкостью из отхожего места, били, щипали, стригли тупыми ножницами, обрезали ногти, пихали в рот всякую дрянь и при этом задавали коварные вопросы типа «Сколько блох входит в меру?». Если юнец отвечал «не знаю», то получал пощечину со словами: «Дурак, они не входят туда, а выпрыгивают оттуда».
Обучение в университете стоило студентам больших денег
Вырвавшись из-под контроля, студенты наслаждались свободной жизнью и часто забывали об учебе. Чем только не занимались школяры в учебных аудиториях — всем, чем угодно, кроме учения! Однажды во время учебы будущего поэта Ричарда Корбета в начале XVII века в Оксфорде в классе выпивали. Один из студентов заснул, и Корбет — между прочим, он тогда уже был магистром искусств, а то и бакалавром — изрезал ножницами его превосходные шелковые чулки.
Но временами стремление к учебе было даже чрезмерным, настолько, что правительству приходилось вводить определенные запреты. Например, студенты часто не удовлетворялись практическими занятиями по изучению анатомии, и по ночам тайком воровали трупы на кладбищах для самостоятельного изучения.
Посвящение в студенты включало в себя издевательские процедуры
По легенде, Везалий, будучи в Париже, каждую ночь ходил воровать трупы на кладбище Невинных и к виселице на Монфоконе. Точно так же поступали во времена Платтера студенты в Монпелье. У них повсюду, вплоть до монастырей, были свои люди, предупреждавшие о похоронах.
Студенческая пирушка, иллюстрация к «Фаусту»
Непросто было обуздать и стремление студентов к веселью. В «Справочнике превосходного студента» 1495 года перечисляется всё, что было запрещено учащимся: проводить ночь (которая начинается в восемь-девять часов вечера зимой и в девять-десять часов летом) вне дома, забавляться по воскресеньям с мирянами (студенты считались клириками), купаться по понедельникам, слоняться по рынку по средам, отсутствовать на заутрене, дремать на мессе, пропускать вечерню, драться с малышней, марать книги во время службы, производить беспорядки, говорить глупости, рубить деревья, мешать палачу, когда он исполняет свои обязанности, декламировать комедии в церкви и на кладбище. А уж с пристрастием юношей к алкоголю и вовсе сладу не было! Очевидно, список составили на основе практических наблюдений.
Слово "крепостной" происходит от старорусского слова "крепость" - но это не та крепость, что со стенами и башнями. Крепостью называлось состояние прикрепления, привязки. Если крестьянин "в крепости" - это значило, что он прикреплен, привязан к земле обязательствами.
Эти обязательства со временем все усиливались. Если в начале XVII столетия крепостное состояние было личным, и дети крепостного были вольными, то уже с середины века крепостное состояние стало наследственным, и дети крепостного стали крепостными от рождения. Усиливались и требования о розыске беглых крепостных; сначала при Михаиле Федоровиче срок розыска беглого крестьянина был повышен с 5 до 15 лет, то при Алексее Михайловиче розыск стал бе Поэтому многие беглые крепостные стали находить себе прибежище среди донских казаков, так как у них было правило - с Дону выдачи нет. Они становились бедными казаками - голытьбой. Именно из этих людей в основном и состояло войско Степана Разина.