Проаналізувати зміст Березневих статей, Гадяцької угоди, Конституції Пилипа Орлика;
визначити на цій основі устрій української Гетьманської держави, порядок її взаємин з Московською державою, Річчю Посполитою,
Шведською імперією та зьясувати , якою мірою кожен з цих документів гарантував права і вольності правлячого стану,
суверенітет Козацької держави
Хотя бы чуть чуть, что знаете
Средневековье современности - само понятие «средневековье» никак не может быть некой целостностью.
"У каждого века есть свое средневековье" И так рассмотрим ,Что влияет больше: средневековье на ход современности или современность на понимание средневековье? Но именно потому, что Средневековье - универсальное зеркало, в котором мы видим себя, но не видим само время, оно очень далеко. Человечество же двинулось не вперёд, к какому-то новому непонятному качеству, а назад, в средневековую реальность, когда все определяла племенная и религиозная, а не национально-государственная принадлежность. На смену модерну после недолгой попытки соорудить постмодернистский мир вновь пришло Средневековье.
В общем, Новое Средневековье это не обязательно торжество невежества и анархии. Хотя этого, к сожалению, в наши дни тоже хватает.
Средневековье было по-своему прекрасно (особенно если ты в нем граф, а не слуга), но современному уровню технологий и общественной жизни оно уже не соответствует никак. «Лучше опустится до низов средневековья, - говорит Хямби-кант Муслим, - чем возвысится до верхов цивилизованной радуги».
Неужели мы опустимся на тот низкий уровень средневековья, о котором рассказала Л.И. Емелях: «Сегодня мы наблюдаем усиленную клерикализацию нашего общества, в результате которой многие россияне попадают под влияние христианской пропаганды и принимают активное участие в церковных мероприятиях». В сотнях храмов показывали волосы, кровь, пот и пуповину Христа. В Генуе в каждой церкви были куски "креста господнего» и гвозди, которыми он был прибит, в Милане - два пальца апостола Петра, в Риме - в соборе Петра - терновый венок, - рука богородицы. В Тире - её пояс, якобы исцеляющий больных. Не только католическое духовенство обманывало верующих «коробочками со вздохом Иисуса». «В XXI веке это выглядят дикостью,и напоминают средневековье». «По сравнению со средневековьем человечество продвинулось далеко вперед в направлении свободомыслия. Итак, к какому же преданию предлагают нам обращаться горячие радетели Предания и ревнители древнего благочестия? К какому Средневековью они предлагают нам возвращаться? К творческому раннему или законсервированному позднему? Несомненно, увы, - ко второму варианту. Средний слой средневековье переживал брожение. Тут отражались все особенности нараставшей революции: страх, компромиссы, кризис старых истин, мировоззрение.
Вл.Соловьева, о. Александр Шмеман пишет о том же самом неизжитом соблазне: «На нас надвигается новое средневековье, время нового варварства». Христианская церковь оказалась расколотой на католическую и православную, а в наше время тоже только в большем масштабе, сколько сейчас религиозных сект. Религия претендовала на управление обществом, она выполняла достаточно много функций, впоследствии перешедших к государству. Под влиянием религии находились различные сферы деятельности людей: наука, образование, культура эпохи Средневековья. В руках церкви была сосредоточена огромная власть.
При этом в Средние века зародилось образование, чтение, ремесленничество, профсоюзы и многие другие вещи, благами которых мы сейчас пользуемся, но не это отражается в книгах и фильмах.
«Средневековые люди мало заботились о состоянии путей, - говорит Жак Ле Гофф, - лишь бы они к цели привели. И тот путь, по которому они брели, плутая, то в грязи, то в пыли, вел к мирному убежищу. Средневековая церковь признавала труд следствием первородного греха. Труд для обогащения осуждался. Труд аскета – труд для искоренения праздности, для обуздания плоти, для нравственного совершенствования считался богоугодным делом.
«В двадцатом веке Россия выпала из ряда цивилизованных стран - в XXI веке, возрождая средневековье, - говорит Леонид Пузин, - она стремится выпасть из рода человеческого вообще»
«Мы уже средневековые люди не только потому, что такова судьба и фатум истории, но и потому, что хотим этого. Вы ещё люди новой истории, потому что не хотите сделать избрания» - /Николай Бердяев/.
Самое главное качество средневекового учителя – энциклопедичность, подкрепляемая виртуозным знанием текста Святого Писания и правил формальной логики Аристотеля для дальнейших выводов из священных книг. «Средневековый человек верит (знает, чувствует), что вся земная реальность подобна комедии (комедия не потому, что очень смешно, а потому, что в конце хорошо закончится) и вся эта комедия однажды придет к концу. Маски будут сорваны, грязь смыта, преступники пойманы.
хотим мы этого или не хотим, мы, так или иначе всё-же к Средневековью вернёмся. Вопрос лишь в том - пущен будет этот процесс на самотёк, вернув Европу к худшим проявлениям этого самого Средневековья, либо же будет взят под контроль, и вернёт её к лучшему, новому Средневековью, к тому, к какому народы Европы сами пожелают. Как бы ни возмущались атеисты и материалисты, но после крушения Советского Союза Россия начала возврат к своим исконным, традиционным ценностям".
Основные принципы Вестфальской системы международных отношений:
- приоритет национального интереса
- принцип баланса сил
- приоритет государств - наций
Геополитическая эпоха, начало которой положила Вестфальская система международных отношений, отражала новые – по сравнению со средневековьем реалии. Великие географические открытия не только изменили представления европейцев о мире, но и превратили европейскую историю в мировую: появляются колонии и начинается борьба за раздел мира.
В результате Реформации и особенно Тридцатилетней войны, которая политически закрепила итоги религиозных реформ, произошел фактический распад Священной Римской империи и начался процесс формирования национальных государств. Те, кто преуспел на этом нуги (Франция, Англия, Испания, Швеция) , и стали главными центрами силы в Европе. Возникавшие национальные государства утверждали новый принцип границ, которые начинали проводиться но естественно-географическому и языковому признакам. Во внешней политике на смену династическому принципу постепенно приходит национально-государственный.
Эти принципы сформировали глобальное геополитическое поле, в рамках которого проходила борьба главных центров силы на протяжении 150 лет – до тех пор, пока устоявшаяся система мировой политики не была взорвана Французской революцией и последовавшей за ней Наполеоновской военной эпопеей. В рамках этого поля, конечно, беспрестанно происходили различные изменения, но все они носили внутрисистемный характер. Так, с течением времени укрепили свои позиции Англия и Франция. Постепенно пришли в упадок первые колониальные державы – Испания и Португалия. После поражения и Северной войне закатилась звезда Швеции. Медленно, но верно усиливалась Пруссия, добившаяся к концу XVII века существенной роли в мировой политике. Раздираемая внутренними противоречиями, угасла Польша. Наконец, к концу XVIII века важнейшим центром силы и полноправной мировой державой стала Россия. Между тем, к XVII столетию в Европе сформировалась и окрепла новая социальная сила – буржуазия, начавшая предъявлять свои претензии на власть. Французская революция взорвала социальный порядок в крупнейшей европейской державе, а вместе с ним и все прежнее мироустройство. История королей окончательно превратилась в историю народов. Франция, ведомая Наполеоном Бонапартом, попыталась установить мировую гегемонию.
Начиная с 1648 года, Вестфальская система международных отношений претерпела шесть модификаций, каждая из которых была результатом крупных военных потрясений. После Тридцатилетней войны первым из таких потрясений, гораздо более масштабным и кровопролитным, стали наполеоновские войны. Они завершились разгромом Наполеона коалицией европейских держав при доминирующей роли Российской империи, которая внесла основной вклад в победу коалиции. Венский конгресс 1815 года закрепил очередной передел мира и образовал «Священный Союз» при фактическом лидерстве России. В 1830 году Союз развалился — не в последнюю очередь в результате антирусских интриг Австрии и Англии.
Следующим потрясением Вестфальского мирового порядка стала Крымская война 1854-56 гг. , закончившаяся поражением России и Парижским конгрессом 1856 года.