Диссидентское движение (слово "диссидент" можно перевести как "несогласный", "инакомыслящий") в Советском Союзе начиналось с немногочисленных подпольных кружков, обычно молодёжных. Они стали зарождаться сразу после Великой Отечественной войны, в 40-е гг. Новый толчок движению придали 20 съезд КПСС и осуждение на нём "культа личности Сталина". По форме, а часто и по основным идеям, подпольные кружки обычно подражали партии большевиков, "Все 50-е и 60-е годы, - писал диссидент Владимир Буковский, - словно грибы, вырастали организации, союзы, группы и даже партии самых различных оттенков. Диссиденты- термин, который с середины 70-х годов применялся к лицам, открыто спорившим с официальными доктринами в тех или иных областях общественной жизни СССР и пришедшим к явному столкновению с аппаратом власти. Характерно, что единственным самоназванием, которое диссиденты не получили извне, стал термин «правозащитники». Правозащитное течение всегда было ядром диссидентского движения, другими словами, полем пересечения интересов всех иных течений - политических, социально-культурных, национальных, религиозных и др. В центре внимания правозащитников было положение с правами человека в Советском Союзе и несоответствие этого положения всеобщей декларации прав человека ООН. Из общей массы инакомыслящих диссиденты выделялись не только образом мышления, но и типом социального поведения. Побудительным мотивом участия в диссидентском движении было стремление к: - гражданскому и нравственному сопротивлению; - оказанию людям, подвергшимся репрессиям; - формированию и сохранению определенных общественных идеалов; - открытию новых культурных идеалов.
Суд инквизиции?.. Хмм... Интересный вопрос. Знаете, это настолько каверзный и сложный вопрос, что на него можно ответить очень многое... Начнем с простейшего: позиция "против". Конечно же, я против! - обвинения абсолютно бездоказательны, а значит вероятность гибели ни в чем не повинных - огромна!- идеи еретиков - во многом здравы. Вспомним Джордано Бруно. А знаменитейшая фраза: "И все-таки она вертится" Галилео Галилея?- суд над еретиками - это в основном акт буйства деструктивных эмоций, когда жажда "хлеба и зрелищ" (да, этого жаждали и жаждут всегда и везде, а не только в Римской империи) затмевала разум. И - самое интересное!.. Обосновать и оправдать жестокости инквизиции? Оправдать - нет. ибо это слово - от слова "Правда", а правда - она и по сей день неизвестна. но вот обосновать... давайте попробуем.В тех казнях еще играет роль выбор занимаемой позиции. Ведь... Не все так просто, на самом деле. В реальности, кажется мне, верховенству инквизиции было не так уж и важно: виновен человек, в чем он виновен... Ведь куда важнее была задача сохранения устоявшейся картины мира. Итак:- Время инквизиции - это эпоха крайнего консерватизма. Люди, управлявшие помыслами народа, понимали: если допустить новое в массы, то эти массы - взбунтуются. Люди могут ослепнуть от открывшегося им знания - и не важно: истинно оно, ложно ли... И эти ослепшие люди могли (так считало верховенство - и так уж оно было неправо?..) привести к краху целые цивилизации.- основное, что привлекает умы людей "по ту сторону плахи" - власть. И в стремлении к власти - уже неважно, как ты ее достигнешь. А эффективнейший путь к ее сохранению - это страх. Отсюда и казни.- стремление выжить. Ведь инквизиторы понимали: либо ты, либо тебя. И такие казни - это лишь один из сохранить себе жизнь и место под этим солнцем. ... Странная позиция для оправдания, не так ли? Но - она очень понятная. Кого интересуют судьбы мира, когда можно оторвать лакомый кусок лично себе? и такая позиция - если кто думает, что Она исчезла вместе с инквизицией - оччень заблуждаются...
По форме, а часто и по основным идеям, подпольные кружки обычно подражали партии большевиков, "Все 50-е и 60-е годы, - писал диссидент Владимир Буковский, - словно грибы, вырастали организации, союзы, группы и даже партии самых различных оттенков.
Диссиденты- термин, который с середины 70-х годов применялся к лицам, открыто спорившим с официальными доктринами в тех или иных областях общественной жизни СССР и пришедшим к явному столкновению с аппаратом власти. Характерно, что единственным самоназванием, которое диссиденты не получили извне, стал термин «правозащитники». Правозащитное течение всегда было ядром диссидентского движения, другими словами, полем пересечения интересов всех иных течений - политических, социально-культурных, национальных, религиозных и др. В центре внимания правозащитников было положение с правами человека в Советском Союзе и несоответствие этого положения всеобщей декларации прав человека ООН.
Из общей массы инакомыслящих диссиденты выделялись не только образом мышления, но и типом социального поведения. Побудительным мотивом участия в диссидентском движении было стремление к:
- гражданскому и нравственному сопротивлению;
- оказанию людям, подвергшимся репрессиям;
- формированию и сохранению определенных общественных идеалов;
- открытию новых культурных идеалов.