Промышленное развитие дореформенной России отличалось широким распространением мелкой, преимущественно крестьянской промышленности. К началу 50-х годов XIX века до 2/3 всей продукции обрабатывающей промышленности приходилось на долю крестьянских кустарных промыслов. Мелкая промышленность стала основой для дальнейшего роста капиталистического производства — в ее недрах подготавливались квалифицированные кадры, накапливались капиталы, формировалась промышленная буржуазия.
Наряду с кустарной промышленностью развивалась и крупная, заводская промышленность. Наиболее значительный рост происходит во второй четверти XIX века, когда в России начинается промышленный переворот. Это проявилось в переходе от мануфактуры к фабрике и выразилось, во-первых, в техническом переоснащении предприятий, на которых систематически начинают использоваться машины и станки, и во-вторых, в переходе от подневольного к вольнонаемному труду. Однако господствующее положение фабричное производство в России займет только после отмены крепостного права в 1861 г. Рост промышленного развития приводил к росту городского населения, которое с 1811 г. по 1863 г. увеличилось в 2,2 раза. Особенно быстро росло население новых торгово-промышленных центров: Одессы, Ростова-на-Дону, Николаева, Самары и др. Социально-экономическое развитие страны требовало дальнейшего развития путей сообщения, что было больным местом российской экономики. Транспорт в России по-прежнему оставался исключительно гужевым и водным. Наиболее важной транспортной артерией была Волга, связывающая центральные промышленные районы с южными областями страны. Водный транспорт был самым дешевым, и поэтому правительство вкладывает много средств для создания и совершенствования гидротехнических сооружений (каналов, шлюзов). В первой половине XIX века в России начинают строиться шоссейные дороги, протяженность которых к концу 50-х годов составляла 8,5 тыс. верст. В 1873 г. в России была построена первая железная дорога - между Санкт-Петербургом и Царским селом. В течение 8 лет (с 1843 по 1851 гг.) строилась железная дорога между Москвой и Санкт-Петербургом. Для огромных просторов страны протяженность шоссейных и железных дорог была совершенно недостаточна.
Наряду с кустарной промышленностью развивалась и крупная, заводская промышленность. Наиболее значительный рост происходит во второй четверти XIX века, когда в России начинается промышленный переворот. Это проявилось в переходе от мануфактуры к фабрике и выразилось, во-первых, в техническом переоснащении предприятий, на которых систематически начинают использоваться машины и станки, и во-вторых, в переходе от подневольного к вольнонаемному труду. Однако господствующее положение фабричное производство в России займет только после отмены крепостного права в 1861 г. Рост промышленного развития приводил к росту городского населения, которое с 1811 г. по 1863 г. увеличилось в 2,2 раза. Особенно быстро росло население новых торгово-промышленных центров: Одессы, Ростова-на-Дону, Николаева, Самары и др. Социально-экономическое развитие страны требовало дальнейшего развития путей сообщения, что было больным местом российской экономики. Транспорт в России по-прежнему оставался исключительно гужевым и водным. Наиболее важной транспортной артерией была Волга, связывающая центральные промышленные районы с южными областями страны. Водный транспорт был самым дешевым, и поэтому правительство вкладывает много средств для создания и совершенствования гидротехнических сооружений (каналов, шлюзов). В первой половине XIX века в России начинают строиться шоссейные дороги, протяженность которых к концу 50-х годов составляла 8,5 тыс. верст. В 1873 г. в России была построена первая железная дорога - между Санкт-Петербургом и Царским селом. В течение 8 лет (с 1843 по 1851 гг.) строилась железная дорога между Москвой и Санкт-Петербургом. Для огромных просторов страны протяженность шоссейных и железных дорог была совершенно недостаточна.