Петр - фигура во всем сильная и героическая, драматическая итрагическая; он отдавал всего себя делам, жил кипучей и яркой жизнью. Ноиспытал царь и тяжелые удары судьбы. Один из самых сильных связан с егосемейной драмой, несчастьем как отца. Развод с первой женой, жизнь с Екатериной, сначала в гражданском,потом, с 1711 года, в законном браке, его побочные сердечные увлечения, а ихтоже было немало, дети от первой и второй супруги - все это опять же говорито натуре неспокойной и мечущейся, властной и избалованной. Первую жену онневзлюбил, ко второй - бывшей "портомое" (прачке) из Прибалтики - относилсяс любовью и нежностью, которые с годами не угасали, а, наоборот, возрастали.От нее росли дети - две девочки. Но долго не было мальчика-наследника.Первая, нелюбимая жена родила ему еще 18 февраля 1690 года сына, и, когдатот подрос, Петр возложил на него все надежды, как отец и государь. Став отцом, царь, еще юноша неполных восемнадцати лет, занят былпотешными и прочими увлечениями, понятными в его возрасте. Ему всегда былонекогда, он бежал из дворцовых покоев при первом удобном случае. К женеЕвдокии его не тянуло. Сын рос при ней, и, естественно, та атмосферанеприязни к отцовским делам и выходкам, которая сложилась в окружении материс ее старозаветным, затхлым бытом, с приживалками и монахами, карликами иворожеями, не могла не войти в душу мальчика. Подрастая, он, опять же вместес матерью, с осуждением и ненавистью воспринимал поездки отца в Немецкуюслободу, его дружбу с иноземцами, нарушение чинных обычаев древнего царскогоцеремониала. Не могли не сказаться и оскорбленные чувства сына и матери,которыми пренебрегали ради "Монсихи" и царских любимцев, из русских ииноземных. Учился Алексей кое-чему и кое-как. В воспитателях ходил у него сначалаНикифор Вяземский - человек малознающий, без педагогических Своего воспитанника он боялся, и тот быстро это понял и использовал - таскалза волосы, тузил палкой, посылал из Москвы с каким-нибудь поручением, чтобыизбавиться от уроков. На смену Вяземскому пришли Меншиков, человек но грамоте не умеющий, вечно занятой, живший к тому же вПетербурге, и его барон Генрих Гюйсенн, из иноземцев, суниверситетским образованием, но и ему приходилось часто выполнятьдипломатические поручения Петра. Царевич рос в подмосковном Преображенском без серьезного присмотра ипедагогического руководства. Кое-что, разумеется, он узнал, выучил, но немногое. Овладел, например, немецким языком, хуже знал французский. Но лишь квосемнадцати годам мог совладать с четырьмя действиями арифметики и толькоприступил к азам фортификации. Одним словом, он не был обременен знаниями.Отличался ленью и праздностью, властолюбием и честолюбием слабоволием иизворотливостью, мелочной мстительностью и коварством.
Антиосманская война в странах Центральной и Юго-Восточной Европы достигает большого накала в 90-х гг. XVI в. в связи с действиями антитурецкой Священной лиги ряда европейских стран. Активное участие в военных действиях приняли валахи, молдаване, балканские народы и запорожские казаки, составлявшие ударную силу Лиги. В 1595 г. совместные с молдаванами военные действия против турок вели запорожцы, предводительствуемые гетманом Иваном Лободой и Северином Наливайко. Они осадили Бендеры и Килию и захватили укрепленный пункт Смил. Дальпейшему развитию итого тактического успеха помешали колеблющаяся политика трансиль — вапскнх князей Баториев и папская Польша, чей канцлер и коронный гетман Ян Замойский проводил враждебный Священной лиге курс. С крупного боярства он посадил на молдавский престол Иеремию Боярскими группировками, рвавшимися к власти. Поскольку ни одна из них собственными силами пе могла добиться желанной цели, каждая прибегала к извне. Одна группировка — пропольская, состоявшая из представителей местного родовитого боярства во главе с Могилами, опиралась на магнатско-шляхетскую Польшу, которая, будучи дворянской республикой, основанной на эксплуатации и угнетении крестьян, представлялась крупным служилым боярам страной с идеальным общественным строем и государственным устройством. Вторая — протурецкая, в которую входили в основном представители набиравшей силу фанариотской прослойки господствующего класса во главе с Кантакузинами, ратовала за лояльное отношение к султану и политическую ориентацию на Турцию.