В новой системе политико-административного управления, вводимой во внешних округах, существенная роль отводилась султанам. Обратимся к материалам административно-территориального устройства Каркаралинского и Кокпектинского внешних округов, для определения роли султанов в новой системе местного управления, выявления степени соответствия правового статуса старшего султана во властной иерархии и статуса его реального влияния, механизмов взаимодействия султанов с местным и центральным аппаратом управления. Из среды заслуживших доверие правительства влиятельных чингизидов избирались старшие султаны в Среднем жузе. Компетенция старшего султана приравнивалась земским чиновникам России. В записках неизвестного лица сказано, что старший султан - это земский чиновник, которому «по избранию его родичей вверяется от Российского правительства местное правление». «Он распоряжается всеми к сохранению тишины и порядка и к достижению благосостояния подведомственных ему людей. Все эти дела он проводит через окружной приказ» [1,с.51].
По «Уставу о сибирских киргизах» 1822 г. старший султан избирался только султанами, его приравнивали к чину майора российской службы.
Главной причиной разложения феодально-крепостнической системы явились изменения, произошедшие в народном хозяйстве России, основой которого было земледелие,экстенсивная аграрная экономика.С ростом численности и плотности населения выявились недостатки экстенсивного земледелия. Длительная эксплуатация человеком природной среды приводит постепенно к её истощению. В Европе кризис феодальной системы наступил раньше в результате ограниченности земельных площадей и высокой плотности населения.В России наступление кризиса было отсрочено. Обилие плодородных земель, обширность малозаселённых территорий не стимулировали развития индустриальной системы хозяйства.Однако в первой половине XIX века в экономике России всё отчётливее дают о себе знать признаки разложения феодально-крепостнической системы. Рассмотрим их подробнее.Прежде всего начался процесс разложения крепостного хозяйства ..Это проявилось в: - разрушении натурального характера хозяйства под воздействием развития товарно-денежных отношений; - постепенном ослаблении прикрепления крестьян к земле в результате ряда правительственных указов, развития отходничества, отработочной системы зависимости; - сокращении крестьянских наделов за счёт увеличения барской запашки в черноземье и отвлечении крестьян от земли для занятия промыслами в нечерноземье; - падении производительности барщинного труда - основы феодальной экономики, росте задолженности помещиков; - применении новых интенсивных методов ведения хозяйства многопольного севооборота, удобрений, импортных сельскохозяйственных машин, новых продуктивных сортов растений и т.д.; - росте имущественного неравенства крестьян и складывании между ними новых экономических отношений, имеющих капиталистический характер (найм, аренда).
В новой системе политико-административного управления, вводимой во внешних округах, существенная роль отводилась султанам. Обратимся к материалам административно-территориального устройства Каркаралинского и Кокпектинского внешних округов, для определения роли султанов в новой системе местного управления, выявления степени соответствия правового статуса старшего султана во властной иерархии и статуса его реального влияния, механизмов взаимодействия султанов с местным и центральным аппаратом управления. Из среды заслуживших доверие правительства влиятельных чингизидов избирались старшие султаны в Среднем жузе. Компетенция старшего султана приравнивалась земским чиновникам России. В записках неизвестного лица сказано, что старший султан - это земский чиновник, которому «по избранию его родичей вверяется от Российского правительства местное правление». «Он распоряжается всеми к сохранению тишины и порядка и к достижению благосостояния подведомственных ему людей. Все эти дела он проводит через окружной приказ» [1,с.51].
По «Уставу о сибирских киргизах» 1822 г. старший султан избирался только султанами, его приравнивали к чину майора российской службы.
Объяснение: