Приложение №1
«Қасымханныңқасқажолы» (Светлый путь хана Касыма)
В начале XVI в., в период правления хана Касыма был разработан и издан закон, известный как «Қасымханныңқасқажолы» (Светлый путь хана Касыма) — свод законов. Он включал в себя пять основных разделов: 1. Имущественный Закон. В него входили положения о решении споров о земле, скоте и имуществе. 2. Уголовный Закон. Здесь рассматривались различные виды уголовных преступлений и наказания за них. 3. Военный Закон. В нём оговаривались повинности населения по содержанию армии в военное время, воинская повинность, принципы формирования подразделений, раздел военной добычи. 4. Посольский обычай. В этом разделе оговаривались во международного права, посольского этикета. 5. Закон общественности (журтшылык). Этот раздел был посвящён обязательствам общинной и межобщинной взаимо а также правилам устройства празднеств и дворцовому этикету. Описанная политическая система оказалась неустойчивой и держалась только на личном авторитете верховного правителя. Это с яркой силой проявилось в ходе событий второй трети XVI в., когда каждый улусный султан пытался провозгласить себя ханом. Это был первый закон в истории казахов, созданный на основе народных традиций и народной мудрости.
"Есимханнынескижолы" ("Древний путь Есим хана")
Есим-хану пришлось выдержать ещё более тяжёлую внутриполитическую борьбу, итогом которой было коренное реформирование политической системы Казахского государства. Суть её заключалась в том, что главенство закрытой элиты — торе заменялось на главенство элиты открытого типа — биев и старшин. Произошла своего рода бийская революция, ограничившая политические права сословия чингизидов и установившая широкие права для общин и их руководителей. Юридически эти изменения были закреплены в своеобразном своде законов — «Есімханныңескіжолы» («Есимсалганескижол») - (Древний путь Есим хана, Есима исконный путь), принятой как дополнение к кодексу Касым хана. Закон получил широкое признание у народа, где нормы адата были более приемлемы чем законы шариата в силу занятия скотоводством. В этом правовом акте определялись полномочия хана, биев и батыров, а также их взаимные обязанности и права, по сути это было «Бийской революцией» - так как хан ограничивал аристократию и опирался на биев (степных судей). По-прежнему высшей законодательной властью продолжал оставаться Маслихат. В состав его входили все представители казахских общин и лишь наиболее влиятельные султаны. Маслихат собирался раз в год, преимущественно осенью в Улытау, г. Туркестане или под Ташкентом. Ослабление роли хана в политической системе привело к изменению принципа выбора хана. Хотя официально принцип меритократии оставался в силе, фактически казахи перешли к наследованию ханского звания вплоть до начала XVIII в. Вместо улусной системы в начале XVII в. была введена жузовая организация, когда все казахские земли были разделены между тремя хозяйственно - территориальными объединениями — жузами. Во главе жузов стояли бии, руководители наиболее сильных и многочисленных групп общин. По существу вся власть находилась в руках жузовыхбиев. Они же формировали и Совет Биев, ограничивавший власть хана. Власть биев держалась исключительно на личном авторитете и хан, зависевший от них, никак не мог влиять на выдвижение того или иного бия.
Переложная система земледелия - система земледелия, в которой после снятия нескольких урожаев, землю (перелог) оставляли без обработки на 8-15 лет для восстановления плодородия почвы.
Трехполье - система севооборота с чередованием, например, с парой озимых и яровых культур.
Посад - первоначально населённая область за пределами кремля.
Починок - вновь возникшие сельские поселения.
причина: захват Балтийского моря
выход к морю был необходим для экономического, политического и культурного развития России, что «Пётр I следовал указанию своих предшественников и должен был пробиться к Балтийскому морю до естественных границ и для связей с Западом» , что «без выхода к морю нельзя было преодолеть технико-экономическую отсталость и устранить политическую и экономическую блокаду» , что «Петр хотел вернуть старинные русские земли по берегам Балтийского моря»
Другая точка зрения сводится к положению, что «Великое посольство 1697 года убедило, что союз против Турции невозможен» , поэтому «Петр I увлёкся мыслью о борьбе со Швецией» и переключился на Балтику