На Руси учебные заведения именовались училищами: слово школа вошло в обиход начиная с XIV века. Уже в первой половине XI века нам известны дворцовая школа князя Владимира в Киеве и школа, основанная Ярославом Мудрым в Новгороде в 1030 году. Содержание образования, как и в учебных заведениях Запада, составляли восходящие к античности семь свободных искусств: грамматика, риторика, диалектика (так называемый тривиум), арифметика, геометрия, музыка и астрономия (так называемый квадривиум). Особые школы существовали для обучения грамоте и иностранным языкам; в 1086 году в Киеве было открыто первое женское училище. По образцу киевской и новгородской при дворах русских князей открывались и другие школы – например, в Переяславле, Чернигове, Суздале школы создавались при монастырях. Школы были не только учебными заведениями, но и центрами культуры, в них делались переводы древних и византийских авторов, переписывались рукописи. Некоторые историки российского образования, и в числе их такой компетентный историк, как П.Н. Милюков, высказывали мнение (опираясь на факты, относящиеся к XV–XVI вв.), что в Древней Руси большинство населения было не только малообразованным, но и вообще безграмотным. Однако сохранились многочисленные свидетельства обратного. Например, открыты так называемые граффити (надписи, сделанные на стенах соборов и церквей; особенно известны граффити Новгородского и Киевского Софийских соборов), оставленные явно случайными прихожанами. Найдены многочисленные берестяные грамоты XI–XIII вв., причем не только в Великом Новгороде, но и в других древнерусских городах; по их содержанию видно, что их авторами были люди самого различного социального положения, в том числе купцы, ремесленники, даже крестьяне, встречались и грамоты, написанные женщинами. Сохранилась даже грамота, служившая sdg
Имя Нестора, составителя «Повести временных лет», стало нарицательным в России, а сама «Повесть» — самым известным в мире документом по истории Руси, к которому обращаются довольно многие ученые. Однако, если внимательно вчитаться в текст летописи, на глаза попадаются некоторые несоответствия, которые заставляют задуматься. Итак, считается, что «Повесть» была написана летописцем Нестором в 1106 году. Но сомнения в этом возникают уже с первых страниц, а точнее, с момента поездки княгини Ольги в Константинополь. Сама поездка была, но вот то, что император Константинополя предложил ей руку и сердце, вызывает сильнейшее сомнение. Дело в том, что в то время император уже был... женат! А гаремов у христиан не водилось. Вторым недостоверным моментом летописи стал эпизод о приглашении в Киев князем Владимиром представителей разных религиозных конфессий. В числе этих послов оказались и «немцы из Рима». Вот тут и кроется основная ошибка того, кто хотел выдать книгу за подлинную летопись. Дело в том, что само слово «немец» появилось только в конце XV — начале XVI века и означало любого иностранца. В старинных летописях этих самых «немцев из Рима» называли не иначе как «фрязы» («фряги»), или «латины», а сами себя они именовали германцами. Еще в 1206 году киевский летописец записывает, что Царьград взят «и частию сожжен фрягами, или Латинами». Это только несколько заблуждений в череде множества несовпадений исторических фактов с текстами летописи. Она грешит не только ошибочными датами, но и вымышленными именами героев и откровенной подтасовкой сведений о битвах и государственном устройстве на Руси. Мы уже вряд ли когда-либо узнаем, писалась ли эта книга для того, чтобы заработать на «древности», или в угоду власти, но понятно одно: чем дальше читаешь, тем больше убеждаешься, что «Повесть временных лет» — одно из самых удивительных и крепко устоявшихся заблуждений нового времени.
Содержание образования, как и в учебных заведениях Запада, составляли восходящие к античности семь свободных искусств: грамматика, риторика, диалектика (так называемый тривиум), арифметика, геометрия, музыка и астрономия (так называемый квадривиум). Особые школы существовали для обучения грамоте и иностранным языкам; в 1086 году в Киеве было открыто первое женское училище. По образцу киевской и новгородской при дворах русских князей открывались и другие школы – например, в Переяславле, Чернигове, Суздале школы создавались при монастырях.
Школы были не только учебными заведениями, но и центрами культуры, в них делались переводы древних и византийских авторов, переписывались рукописи.
Некоторые историки российского образования, и в числе их такой компетентный историк, как П.Н. Милюков, высказывали мнение (опираясь на факты, относящиеся к XV–XVI вв.), что в Древней Руси большинство населения было не только малообразованным, но и вообще безграмотным. Однако сохранились многочисленные свидетельства обратного. Например, открыты так называемые граффити (надписи, сделанные на стенах соборов и церквей; особенно известны граффити Новгородского и Киевского Софийских соборов), оставленные явно случайными прихожанами. Найдены многочисленные берестяные грамоты XI–XIII вв., причем не только в Великом Новгороде, но и в других древнерусских городах; по их содержанию видно, что их авторами были люди самого различного социального положения, в том числе купцы, ремесленники, даже крестьяне, встречались и грамоты, написанные женщинами. Сохранилась даже грамота, служившая
sdg