На протяжении средневековья существовало два основных типа отношений между церковью и светскими властями: примат светской власти над духовной (цезаропапизм), существовавший в византии, при котором глава светской власти — император — фактически являлся и главой церкви (папой): он назначал главу церкви — константинопольского патриарха; императоры зачастую вмешивались в догматические споры, регулируя догматику и обрядовость эдиктами и законами. такое положение возникло в восточной римской империи со времён первых вселенских соборов (начиная с борьбы с арианством), в ходе которых церковные деятели апеллировали к императорам при решении догматических, обрядовых и церковных вопросов. окончательно такое положение было закреплено в кодексе и новеллах императора юстиниана, однако ему же принадлежит высказывание «источником всех богатств церкви является щедрость императора». примат духовной власти над светской (папацезаризм), то есть примат церкви, начавший оформляться на территориях западной римской империи после её распада. впервые эта идея была сформулирована гиппонийским епископом аврелием августином в его труде «о граде божием» (лат. «de civitate dei»): основной идеей этого труда, написанного вскоре после захвата готами рима и под впечатлением от этого события, является замена государственного единства римской империи духовным единством под главенством церкви, окончательно этот тезис оформился в письме папы геласия i императору анастасию i, получившем название по своему началу «duo sunt». в этом письме папа уже прямо указал, что существуют две власти: светская и духовная, и власть последней — весомее.
Кревская уния создала реальные предпосылки для борьбы с внешней угрозой. Одновременно она вызвала опасность польской экспансии на территорию Великого княжества Литовского.Однако последнее оставалось еще достаточно мощным и жизнедеятельным, а литовская знать - слишком уверенной в своих силах, чтобы позволить Польше поглотить себя.Поэтому реализация условий унии, попытки ликвидировать государственный суверенитет Литвы и превратить зависимые от нее земли Руси на объект феодальной колонизации польской элитой, которой принадлежала ведущая роль в новом образовании, сразу же вызвала сильное противодействие. Как следствие, в течение почти двух столетий после заключения Кревской унии сохранялась государственная обособленность Литвы и Польши, которые, несмотря на общего владельца, оставались двумя самостоятельными политическими организмами.