(Кирилл, 827-869; Мефодий, † в 885) — св. славян; родились в городе Солуни в Македонии, где жил отец их, Лев, занимавший высокуювоенную должность. Были ли они родом славяне, как доказывал М. П. Погодин, Иречек и др., или греки, какдумает большинство ученых, — доселе не решено окончательно. Мефодий, старший из восьми братьев,состоял в военной службе, был правителем какого-то славянского княжества, находившегося, по мнениюДринова, в Фессалии, по преобладающему же мнению — в той части Македонии, которая называласьСлавинией; потом постригся в монашество, на горе Олимпе.Кирилл (получивший это имя при пострижении в схиму, перед самой кончиной; до тех пор он называлсяКонстантином) был самый младший из братьев и с младенчества обнаруживал необычайные умственныедарования. Еще не достигнув 5 лет, обучаясь в солунской школе, он в состоянии был из отцов церкви, Григория Богослова. Слух о даровитости Кирилла достигКонстантинополя, и он был взят ко двору императора Михаила III, в товарищи по учению к его сыну. Подруководством лучших наставников — том числе Фотия, будущего знаменитого патриарха — Кирилл изучилантичную литературу, философию, риторику, математику, астрономию и музыку. Слабый здоровьем,проникнутый религиозным энтузиазмом и любовью к науке, Кирилл рано принял духовный сан и сделан былсвященником, а также библиотекарем патриарха. Вскоре он тайно удалился в монастырь, где друзьяотыскали его лишь через шесть месяцев; они убедили его возвратиться, после чего он сделан был учителемфилософии и получил имя "философа", которое осталось за ним в истории. Обширная эрудиция дала емувозможность победить в ученом споре бывшего патриарха Анния, иконоборца. Когда эмир милитенский,мусульманин, обратился в Византию (851) с о присылке ученых для ознакомления его схристианством, император и патриарх избрали для этой миссии Кирилла вместе с Георгием Асинкритом.После нескольких лет, проведенных с братом Мефодием в монастыре, на Олимпе, Кирилл, в 858 г., получилновое поручение императора — идти вместе с Мефодием к хозарам-язычникам, просившим о присылке кним ученых мужей. ).
В истории великих культур классическая арабо-мусульманская культура занимает одно из важнейших мест. В свое время эта высокоразвитая, самобытная культура процветала на бескрайних просторах от Индии до Испании, включающих Ближний и Средний Восток и Северную Африку. Ее влияние ощущалось и ощущается сейчас во многих частях света; она явилась важным связующим звеном между культурами античности и средневекового Запада, уникальность этой культуры обусловлена особенностями ислама, который представляет собой не просто мировую религию, а целостную культуру - право и государство, философию и искусство, религию и науку, обладающих своей неповторимостью. И хотя ислам исторически близок многим европейским культурным традициям, сравнительный анализ этих различий, не очевидных на первый взгляд, показывает наибольшую удаленность ислама от европейского стандарта и его определенное сходство с китайскими религиозно-доктринальными нормами. Поэтому необходимо выяснить природу ислама, его направления.Ислам является одной из универсальных мировых религий, религией откровения, которая выросла в VII в. из традиций таких монотеистических религий, как христианство и иудаизм, восприняв многие основные их положения и догмы. Сам ислам признает сущность этих религий тождественной с собственной догматикой^ однако человеческое несовершенство привело к тому, что евреи и христиане неверно поняли смысл откровения одного и того же бога. Только пророк Мухаммед пришел с истинным откровением, исправляя ошибки своих предшественников.
).