Особенно государственный и политический талант ивана грозного раскрывают реформы 50-х годов xvi века. важнейшей чертой политической государства 50-х годов являются многочисленные реформы, направленные на дальнейшее развитие и укрепление централизованного государства.общей чертой реформ 50-х годов является их антибоярская направленность. провозглашая эти реформы, правительство ивана iv изображало их как мероприятия, цель которых заключалась в том, чтобы ликвидировать последствия боярского правления и укрепить и политические позиции тех социальных групп, чьи интересы оно выражало и на которые опиралось, - дворян, помещиков и верхи посада. при этом есть основание говорить о наличии у правительства ивана iv целого плана реформ, охватывающих широкий круг вопросов внутренней политики и включавших в себя мероприятия в области землевладения, и финансовые реформы, и, наконец, реформы церковные.исходным моментом в проведении реформ явилась речь ивана iv 27 февраля 1549 г. на заседании боярской думы совместно с “освященным собором” (т. е. высшими представителями церкви). эта речь носила программный характер и представляла собой декларацию, излагавшую основные принципы политики правительства; давалась резко отрицательная оценка боярского правления как времени. основной вопрос, рассматриваемый в декларации ивана iv, - это в вопрос о боярских детях и их интересах. дети боярские занимают центральное место в декларации ивана iv, все три пункта которой посвящены им: сначала оценке положения детей боярских в прошлом, во время боярского правления, затем требованию о недопустимости продолжения “сил”, “обид” и “продаж” по отношению к детям боярским и формулировке санкций в случае, если они все же будут иметь место.в прямо противоположном плане трактуется вопрос о боярах. бояре рассматриваются как основной источник насилия, “обид” и “продаж”, причинявшихся детям боярским в прошлом, в годы боярского правления, и как потенциальный источник таких же действий в настоящем и будущем. поэтому обращение ивана iv ко “всем боярам” носило характер ультимативного требования о прекращении таких актов насилия со стороны бояр в отношении детей боярских под угрозой опал и “казни” для тех бояр, кто попытался бы продолжать или возобновить такого рода действия.в тот же день, 27 февраля 1549 года, состоялось другое выступление ивана iv. по своему значению оно представляло как бы повторение правительственной декларации, но только не перед боярами, против которых было направлено острие политики, провозглашенной в декларации ивана iv, а перед детьми боярскими и дворянами, чьи интересы отражала и защищала декларация правительства.закономерным итогом политических событий 27 февраля явился закон 28 февраля 1549 года, представляющий собой начало реализации политики, провозглашенной в декларациях ивана iv от 27 февраля. закон 28 февраля был принят без участия “всех бояр”: добившись от них принятия требований, сформулированных в царской декларации, правительство ивана iv не сочло нужным передавать на рассмотрение “всех бояр” текст нового закона и он был принят на заседании “ближней думы” с участием митрополита макария.
Романтизм был общим идейным и художественным направлением в европейской литературе и искусстве конца XVIII — первой половины XIX в. Для него были характерны внимание ко внутреннему миру человека, идеализация природы и действительности, поэтизация героических личностей. Среди произведений литературы, созданных в стиле романтизма, можно выделить поэмы «Дзяды», «Пан Тадеуш» Адама Мицкевича, сборник «Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических рассказах» Яна Барщевского, двуязычная комедия-опера «Идиллия» («Sielanka») Винцента Дунина-Марцинкевича. Примеры произведений искусства, созданных в стиле романтизма: «Наполеон у костра», «Мицкевич на скале Аю-Даг», портрет А. Пушкина, «Богоматерь Остробрамская», «Портрет поэта Томаша Зана» (художник Валентий Ванькович); композитор Станислав Монюшко написал музыку к комедии-опере В. Дунин-Марцинкевича «Идиллия», которая в 1852 г.
Романтизм был общим идейным и художественным направлением в европейской литературе и искусстве конца XVIII — первой половины XIX в. Для него были характерны внимание ко внутреннему миру человека, идеализация природы и действительности, поэтизация героических личностей. Среди произведений литературы, созданных в стиле романтизма, можно выделить поэмы «Дзяды», «Пан Тадеуш» Адама Мицкевича, сборник «Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических рассказах» Яна Барщевского, двуязычная комедия-опера «Идиллия» («Sielanka») Винцента Дунина-Марцинкевича. Примеры произведений искусства, созданных в стиле романтизма: «Наполеон у костра», «Мицкевич на скале Аю-Даг», портрет А. Пушкина, «Богоматерь Остробрамская», «Портрет поэта Томаша Зана» (художник Валентий Ванькович); композитор Станислав Монюшко написал музыку к комедии-опере В. Дунин-Марцинкевича «Идиллия», которая в 1852 г.