Працюючи в парах, знайдіть на карті (с. 165) території, захоплені турка- ми-османами протягом XIV-XVI ст. Порівняйте результати своїх пошуків
з інформацією з тексту, наведеного нижче. Обговоріть, чому османам
вдалося завоювати таку величезну територію. Назвіть країни, чиї юнаки-
невільники могли служити у війську яничарів.
После смерти в 1340 г. последнего галицко-волынского князя Юрия II Болеслава между Польшей и Литвой началась борьба за украинские земли. Однако, с конца XIV в. ряд внешних и внутренних обстоятельств побудили эти государства к объединению, которое происходило неравномерно (окончательное, казалось бы, объединение государств сменялось их политической самостоятельностью) до сер. XVI ст. В этом объединении выделяют два основных этапа - Кревская уния 1385 г. , которая положила начало объединения Литвы и Польши, и Люблинская уния 1569р. , которая завершила их объединения в одно государство - Речь Посполитую.
Кревская уния 1385 г. Причины унии
* Стремление Литвы и Польши объединить усилия перед опасностью со стороны могучего Тевтонского ордена, который царил на Балтийском побережье, со стороны Московского княжества, авторитет которого рос после победы над татарами в Куликовской битве 1380 г. со стороны Крымского ханства (выделилось в 1443р. с состав Золотой Орды, с 1475р. признало зависимость от Османской империи) .
* Поиски великим князем литовским Ягайло (1377-1392рр. ) союзника для укрепление своего положения. Ягайло, младший сын Ольгерда, заняв великокняжеский престол вопреки принципам родового старшинства, оказался в затруднительной ситуации. Против него выступили старшие Ольгердовичи и кузен Витовт.
Современные концепции исторического развития
При изучении истории возникает необходимость деления её на отдельные отрезки времени, характеризующие развитие общества в тот или иной период. Существует несколько вариантов такого дробления.
Один из подходов — цивилизационный. Считается, что любое общество проходит три основных этапа развития: дикость, варварство и цивилизация. Всемирная история состоит из исторических путей отдельных народов, которые сильно различаются между собой. Сталкиваясь с вызовами извне, цивилизация или погибает или становится сильнее (к примеру, Русь, преодолев монголо-татарское иго, объединилась, что впоследствии позволило ей стать империей). Известными учёными, поддерживающими этот подход, были Данилевский, Тойнби и Гумилёв.
В XX веке благодаря трудам Маркса и Энгельса возник формационный подход, рассматривающий человечество с точки зрения технического прогресса. Этому подходу присуще классовое понимание истории: первобытные общины сменились рабовладельческим строем, затем возникли феодальные отношения, вытесненные капитализмом, который в свою очередь должен уступить место коммунизму. При этом прогресс в экономике влияет на политическую и духовную сферы жизни общества.
Также существуют религиозные концепции (провиденциализм), суть которых заключается в том, что человечеством управляют сверхъестественные силы. Например, христиане полагают, что всё происходящее — это промысел Божий.
Каждый из этих подходов имеет свои преимущества и недостатки, поэтому наиболее продуктивно использовать их все одновременно.