Основные черты исторического развития Древнего Востока. Древний Восток охватывает территории двух континентов — Азии и Северной Африки. Однако это понятие не географическое, а цивилизационное, историко-культурное, социополитическое.
При разнообразии народов, регионов, стран Древнего Востока в их истории можно усмотреть фундаментальную основу и общие черты, которые позволяют говорить о Древнем Востоке как об историческом единстве, общечеловеческой цельности, которая отличает Древний Восток от другой историко-цивилизационной общности — Запада, также зародившейся в древности. История начинается на Востоке, здесь возникли первые государства, первые цивилизации. Расхожим является утверждение, что на Востоке господствовала традиция, делавшая древневосточные общества «неповоротливыми» в социополитическом плане, маловосприимчивыми к разного рода новациям. Конкретная история Древнего Востока показывает, что там происходило развитие социополитических структур, менялись формы государства, экономической жизни, чередовались эпохи интеграции и дезинтеграции цивилизаций и культур. Тем не менее можно констатировать наличие таких общих исторических характеристик, как: — устойчивость основ экономики, носившей традиционалистский характер, стабильность форм социально-экономических укладов; — возникновение и повсеместное распространение особых отношений собственности, неразрывно связанных с властью (власть-собственность); особые полномочия власти в сфере распределения и перераспределения; — сакрализация фигуры правителя, сосредоточение в его руках неограниченной власти, освященной божественными установлениями; — государство в форме восточной деспотии, проникающее во все сферы жизни подданных, создавшее мощный административно-бюрократический аппарат управления и подавления; — отсутствие личной свободы; жизнь всех подданных государства-деспотии, независимо от социального положения, безраздельно принадлежала государству и олицетворявшему его правителю; это порождало «рабское самоощущение» у подданных; — важная роль общины в хозяйственной жизни; общинники были основными производителями материального богатства, которое перераспределялось властью; — существование сильных коллективистских начал; сложные и трудоемкие ирригационные работы, строительство грандиозных сооружений требовали объединения массы работников, создания больших трудовых коллективов; совместный труд питал коллективистское сознание; — духовные устремления людей на Древнем Востоке определялись религией и мифом. Они не знали преобразующей человека рефлексии, форм осмысления и осознания собственного мышления и существования. Цивилизации Древнего Востока после изначальных грандиозных культурных прорывов в течение тысячелетий воспроизводили собственные цивилизационно-культурные основания, конечно, углубляя и расцвечивая их.
Промышленный переворот – это переход от ручного производства к машинному, сопровождаемый изменениями во всех сферах жизни общества. Первым промышленный переворот происходит в Великобритании в 1780-1840-х гг АГРАРНЫЙ ПЕРЕВОРОТ процесс коренных изменений в сельскохозяйственном производстве и во всём строе жизни деревни. Вместе с промышленным переворотом, которому аграрный переворот предшествует или сопутствует, составляет ключевой период перехода от аграрного общества к индустриальному. Культура Англии 19 века имела значительное влияние на все европейское сообщество. Известный всем Чарльз Диккенс одним из первых обратил внимание на социальные вопросы. Ведь, несмотря на завидный экономический потенциал страны, здесь было много обездоленных людей, обреченных на гибель. Диккенс, Теккерей, Дизраэли мастерски обличают капиталистов, выставляют на всеобщее обозрения мытарства и страдания, но не показывают варианты решения проблемы. Не только проза, но и поэзия проникается проблематикой капиталистических взаимоотношений. Она тоже склонна видеть выход в благотворительности раскаявшихся богачей. Активная индустриализация приводит к тому, что культура Англии 19 века получает в работу новые темы.
Основные черты исторического развития Древнего Востока. Древний Восток охватывает территории двух континентов — Азии и Северной Африки. Однако это понятие не географическое, а цивилизационное, историко-культурное, социополитическое.
При разнообразии народов, регионов, стран Древнего Востока в их истории можно усмотреть фундаментальную основу и общие черты, которые позволяют говорить о Древнем Востоке как об историческом единстве, общечеловеческой цельности, которая отличает Древний Восток от другой историко-цивилизационной общности — Запада, также зародившейся в древности.
История начинается на Востоке, здесь возникли первые государства, первые цивилизации. Расхожим является утверждение, что на Востоке господствовала традиция, делавшая древневосточные общества «неповоротливыми» в социополитическом плане, маловосприимчивыми к разного рода новациям. Конкретная история Древнего Востока показывает, что там происходило развитие социополитических структур, менялись формы государства, экономической жизни, чередовались эпохи интеграции и дезинтеграции цивилизаций и культур.
Тем не менее можно констатировать наличие таких общих исторических характеристик, как:
— устойчивость основ экономики, носившей традиционалистский характер, стабильность форм социально-экономических укладов;
— возникновение и повсеместное распространение особых отношений собственности, неразрывно связанных с властью (власть-собственность); особые полномочия власти в сфере распределения и перераспределения;
— сакрализация фигуры правителя, сосредоточение в его руках неограниченной власти, освященной божественными установлениями;
— государство в форме восточной деспотии, проникающее во все сферы жизни подданных, создавшее мощный административно-бюрократический аппарат управления и подавления;
— отсутствие личной свободы; жизнь всех подданных государства-деспотии, независимо от социального положения, безраздельно принадлежала государству и олицетворявшему его правителю; это порождало «рабское самоощущение» у подданных; — важная роль общины в хозяйственной жизни; общинники были основными производителями материального богатства, которое перераспределялось властью;
— существование сильных коллективистских начал; сложные и трудоемкие ирригационные работы, строительство грандиозных сооружений требовали объединения массы работников, создания больших трудовых коллективов; совместный труд питал коллективистское сознание;
— духовные устремления людей на Древнем Востоке определялись религией и мифом. Они не знали преобразующей человека рефлексии, форм осмысления и осознания собственного мышления и существования. Цивилизации Древнего Востока после изначальных грандиозных культурных прорывов в течение тысячелетий воспроизводили собственные цивилизационно-культурные основания, конечно, углубляя и расцвечивая их.
АГРАРНЫЙ ПЕРЕВОРОТ процесс коренных изменений в сельскохозяйственном производстве и во всём строе жизни деревни. Вместе с промышленным переворотом, которому аграрный переворот предшествует или сопутствует, составляет ключевой период перехода от аграрного общества к индустриальному.
Культура Англии 19 века имела значительное влияние на все европейское сообщество. Известный всем Чарльз Диккенс одним из первых обратил внимание на социальные вопросы. Ведь, несмотря на завидный экономический потенциал страны, здесь было много обездоленных людей, обреченных на гибель. Диккенс, Теккерей, Дизраэли мастерски обличают капиталистов, выставляют на всеобщее обозрения мытарства и страдания, но не показывают варианты решения проблемы. Не только проза, но и поэзия проникается проблематикой капиталистических взаимоотношений. Она тоже склонна видеть выход в благотворительности раскаявшихся богачей.
Активная индустриализация приводит к тому, что культура Англии 19 века получает в работу новые темы.