натура́льное хозя́йство — самодостаточный тип (натуральное хозяйство противоположно обмену и торговле) хозяйствования, который направлен только на удовлетворение собственных потребностей (не на продажу). всё необходимое производится внутри хозяйственной единицы, при этом не возникает потребность врынке.
выращивание бобовых вдемократической республике конго(провинция северное киву)
главными чертами натурального хозяйства являются незначительность его участия в межрегиональном разделении труда, вплоть до изолированности от внешнего мира (автаркия) при самообеспеченности средствами производства и рабочей силой, позволяющей удовлетворять все (почти все) потребности за счёт собственных ресурсов.
развитие производительных сил общества и углубление межрегионального разделения труда объективно подготавливают условия для смены натурального хозяйства товарным, где специализация производителей на изготовлении одного какого-либо товара развивается, охватывая всё более обширные территории.
в рабовладельческом обществе и при феодализме натуральное хозяйство оставалось господствующим, несмотря на развитие обмена и товарно-денежных отношений. в феодальном обществе господство натурального хозяйства служит одной из предпосылок сохраненияфеодальной раздробленности.
натуральное хозяйство до настоящего времени сохранилось в отсталых районах земного шара (азия, африка, латинская америка), где до колонизации их европейцами господствовали родоплеменные или феодальные отношения. в странах, освободившихся от колониальной зависимости, в середине xx века 50—60% населения было занято в натуральном или полунатуральном хозяйстве.
в современной россии натуральное хозяйство представлено личными подсобными хозяйствами крестьян и садово-огородными участками городских жителей.
Фараон, термин, обозначающий царя древнего египта означающего «великий дом». начиная со времени тутмоса iii (15 в. до н. э.) этот термин постоянно используется в египетских источниках для обозначения царя; впоследствии он перешел в греческий и еврейский языки, а оттуда — в современные европейские. со времен 5-й династии фараоны имели пять имен, каждое со своими собственными функциями: так называемые «имя хора», «имя золотого хора», «имя двух владычиц» (верхнеегипетской богини-грифа нехбет и нижнеегипетской богини-змеи уаджет), «имя царя верхнего и нижнего египта», «имя сына ра». четвертое и пятое имена писали в картушах — удлиненных замкнутых овалах, символизировавших вселенную, обходимую солнцем, над которой властвует фараон. именно картуши, окружавшие имена фараонов, франсуа шампольону расшифровать древнеегипетские иероглифы: от них он смог оттолкнуться в поиске имен собственных, которые удалось прочесть тому, что они сохранились в документах, написанных на греческом языке. имена фараонов всегда имеют смысл: например, рамсес означает «рожденный ра», аменхотеп «амон доволен» и т. д. существовала также специальная формула вежливости, непременно добавлявшаяся после всякого упоминания фараона: (да будет он) жив, невредим, здрав! » сами имена фараона не произносились: его называли иносказательно: «он», «его величество», «хор». жизнь египетских фараонов была полностью подчинена ритуалам: мирское и священное были для владык египта нераздельны, божественная и человеческая сущность сливались в них в единое целое. вся жизнь фараона была строго регламентирована, и изменить что-либо в этом порядке фараон не мог даже по собственному желанию. фараон рассматривался в древнем египте как божественный властитель, получающий власть, находясь еще «в яйце». он был вместилищем жизненной силы страны, совершал ритуалы, которым сменялись времена года и начинались разливы нила, жизненно важные для египта. египетский фараон был гарантом миропорядка, победителем тьмы. сияние царя было таким, что от него теряли сознание. с его смертью нарушалась мировая гармония — египет не мог существовать без преемника божественной власти. нового царя, увенчанного двойным венцом, символизировавшим объединение верхнего и нижнего египта, встречали как светило. умерший царь подвергался мумификации, а затем его хоронили в роскошной гробнице, причем церемония погребения сопровождалась сложнейшими , о которых мы знаем изображениям, сохранившимся на стенах египетских гробниц, на саркофагах и в папирусных списках. египетские фараоны, в сущности, не умирали: они покидали землю, восходя на свой горизонт и достигая неба, где сливались со своим создателем, следуя мировому закону. до самого конца своей египет верил в идею божественной власти фараона, который никогда не был в египте просто политическим правителем: царь всегда оставался главной осью египетского общества, обязанного ему не только своим процветанием, но даже самим фактом своего существования.
натура́льное хозя́йство — самодостаточный тип (натуральное хозяйство противоположно обмену и торговле) хозяйствования, который направлен только на удовлетворение собственных потребностей (не на продажу). всё необходимое производится внутри хозяйственной единицы, при этом не возникает потребность врынке.
выращивание бобовых вдемократической республике конго(провинция северное киву)главными чертами натурального хозяйства являются незначительность его участия в межрегиональном разделении труда, вплоть до изолированности от внешнего мира (автаркия) при самообеспеченности средствами производства и рабочей силой, позволяющей удовлетворять все (почти все) потребности за счёт собственных ресурсов.
развитие производительных сил общества и углубление межрегионального разделения труда объективно подготавливают условия для смены натурального хозяйства товарным, где специализация производителей на изготовлении одного какого-либо товара развивается, охватывая всё более обширные территории.
в рабовладельческом обществе и при феодализме натуральное хозяйство оставалось господствующим, несмотря на развитие обмена и товарно-денежных отношений. в феодальном обществе господство натурального хозяйства служит одной из предпосылок сохраненияфеодальной раздробленности.
натуральное хозяйство до настоящего времени сохранилось в отсталых районах земного шара (азия, африка, латинская америка), где до колонизации их европейцами господствовали родоплеменные или феодальные отношения. в странах, освободившихся от колониальной зависимости, в середине xx века 50—60% населения было занято в натуральном или полунатуральном хозяйстве.
в современной россии натуральное хозяйство представлено личными подсобными хозяйствами крестьян и садово-огородными участками городских жителей.