В XIV веке территория Южной Руси перешла под контроль Великого княжества Литовского, Польши и Венгрии. Крым, прежде находившийся под влиянием Византии и Руси, попал в руки татар. В XVI–XVII веках развернулось противоборство за украинские земли между Польско-Литовским государством, великим княжеством Московским и турецко-татарскими силами. Завоевание Москвой в 1500–1503 годах принадлежащих Литве северных княжеств с центром в Чернигове усилило тяготение части православного украинского населения к Московии.
Со времён Люблинской унии (1569 год) Украина почти целиком находилась в административном подчинении Речи Посполитой. При этом сохранялись значительные различия между находящейся на западе Украины Галицией, принадлежавшей уже в XIV веке Польше, и областями на востоке и юге, которые были частью Великого княжества Литовского, но в большей степени сохраняли своё своеобразие, и прежде всего приверженность православию. В то время как знать постепенно инкорпорировалась в ряды шляхты Польского королевства и переходила в католичество, крестьянское население повсеместно сохраняло свою православную веру и язык. Часть крестьянства была закрепощена. Значительные изменения происходили среди городского населения, которое частично вытеснялось поляками, немцами, евреями и армянами.
В XIV веке территория Южной Руси перешла под контроль Великого княжества Литовского, Польши и Венгрии. Крым, прежде находившийся под влиянием Византии и Руси, попал в руки татар. В XVI–XVII веках развернулось противоборство за украинские земли между Польско-Литовским государством, великим княжеством Московским и турецко-татарскими силами. Завоевание Москвой в 1500–1503 годах принадлежащих Литве северных княжеств с центром в Чернигове усилило тяготение части православного украинского населения к Московии.
Со времён Люблинской унии (1569 год) Украина почти целиком находилась в административном подчинении Речи Посполитой. При этом сохранялись значительные различия между находящейся на западе Украины Галицией, принадлежавшей уже в XIV веке Польше, и областями на востоке и юге, которые были частью Великого княжества Литовского, но в большей степени сохраняли своё своеобразие, и прежде всего приверженность православию. В то время как знать постепенно инкорпорировалась в ряды шляхты Польского королевства и переходила в католичество, крестьянское население повсеместно сохраняло свою православную веру и язык. Часть крестьянства была закрепощена. Значительные изменения происходили среди городского населения, которое частично вытеснялось поляками, немцами, евреями и армянами.
Патриарх Никон и протопоп Аввакум .
Позиция патриарха Никона:
1.Исправление книг провести по греческим образцам
2.Ввести единый обряд богослужения по греческим образцам
3.Исправление всех церковных алтарей и иконостасов в соответствии с греческими образцами
4.Утверждение верховенства духовной власти над светской в религиозных и нравственных вопросах
5.Расширение международных связей РПЦ, в особенности с южнославянскими народами
Позиция протопопа Аввакума:
1.Исправление книг по древнерусским образцам
2.Унификация обряда богослужения на основе обряда, сложившегося в Древней Руси после принятия христианства
3.Следование образцам, сложившимся в русской иконописи
4.Признание царя единственным защитником православия, хранителем православного царства
5.Отказ от расширения международных связей, строгое следование концепции «Москва- третий Рим»