Культура есть порождение социального бытия, это не только результат материрльного производства, но и продукт человеческого духа. синкретная культура казахов оставалась до середины xix века глубоко традиционной. ее разрушение есть следствие вторжения сильных соседей и; последовавших за этим политических кризисов, к упадку хозяйства, к дальнейшей несостоятельности кочевничества (развитие культуры замедлилось из-за отсутствия идеалов). «xix век оставил нам в наследство концепцию, согласно которой только оседлые народы создали прогрессирующую цивилизацию, а в центральной азии будто бы царило либо варварство, либо дикость», - писал л. н. гумилев. россия до 70-х годов xix века была только укреплением своего положения в средней азии и исключала всякое культурное взаимодействие . народов империи. вместе с тем, в xix веке бурное течение жизни кочевников как бы приостановилось, оно сменилось размеренной суетой мирной жизни и дало возможность великим художникам осмыслить жизнь, степенно углубляясь в неё. : о некоторых изменениях в жанрах народной поэзии писал ч. валиханов: «форма джиров, как и самый кобыз, оставалась теперь только достоянием баксы. только они еще сохраняют эту форму стихов, употребляя ее при заклинании джиннов». безусловно, та. среда, которая рождает жыр (речетатив уходит в прошлое. окружение.казахской степи сетью военных укреплений, ростовщичество и капиталистическая эксплуатация, ряд крупных восстаний, массовые переселения крестьян из центра и связанный с этим глубокий кризис в хозяйстве^ морально- нравственное состояние казахского кочевого аула породили в поэзии пессимистическое направление, известное под названием зар заман (эпоха стенаний).
в вагайском районе обнаружили древнейшую стоянку человека. это первая находка на юге тюменской области эпохи палеолита. среди костей различных древних животных ученые обнаружили большие камни, скорее всего, на них первобытные люди разделывали туши мамонтов, древних лошадей. археологам еще предстоит более детально изучить место, но уже сегодня можно точно сказать, находка имеет большое значение. на острове реки вагай археологи обнаружили сотни костей мамонта, шерстистого носорога, древней лошади, тундрового волка, тура, широколобого лося и других животных.
в вагайском районе обнаружили древнейшую стоянку человека. это первая находка на юге тюменской области эпохи палеолита. среди костей различных древних животных ученые обнаружили большие камни, скорее всего, на них первобытные люди разделывали туши мамонтов, древних лошадей. археологам еще предстоит более детально изучить место, но уже сегодня можно точно сказать, находка имеет большое значение. на острове реки вагай археологи обнаружили сотни костей мамонта, шерстистого носорога, древней лошади, тундрового волка, тура, широколобого лося и других животных.