Основной источник права Золотой Орды - Великая Яса. Памятник законодательства позволяет охарактеризовать уровень развития правовых отношений и их содержание в монголо - татарском обществе и государстве XIII - XV вв.
В историографии прочно закрепился тезис о веротерпимости монголов, о равном отношении к представителям всех религий. В Ясе Чингиз-хана есть такое установление: "Он (Чингиз-хан) запретил им (монголам) оказывать предпочтение какой-либо из сект..." ... Появление института кади свидетельствует, что шариат, наряду с Ясой, начинает использоваться в судебной практике.
При Иване III начал складываться государственный аппарат управления. Высшее его звено — Боярская дума, совещательный орган при князе, и два общегосударственных ведомства — Дворец и Казна. В XVI в. из этих ведомств, объединивших множество функций, была создана система приказов.
С объединением земель и ростом великокняжеской власти было введено деление страны на уезды — наиболее крупные административно-территориальные единицы. Уезды делились на станы, а станы — на волости. Но поскольку границы государства расширялись и различные местности входили в его состав в разное время, то полного единообразия в административно- территориальном делении еще не было: наряду с уездами сохранялись земли. Существовали разряды — военные округа, а также губы — судебные округа.
Возглавляли отдельные административные единицы представители центра — должностные лица. Уезды возглавляли наместники, волости — волостели. Содержание этих должностных лиц осуществлялось за счет местного населения — «кормления». Население обязывалось содержать их («кормить») в течение всего периода службы. Наместники, волостели и представители местной княжеской администрации получали «корм» обычно три раза в год (на Рождество, Пасху и Петров день), а также при вступлении в должность. Корм давался натурой (хлебом, мясом и т.д.), кормом для скота. Кормленщики собирали также в свою пользу различные пошлины (судебные, за клеймение и продажу лошадей, мыт и др.). За счет этих сборов кормленщики содержали свой аппарат управления (тиунов, доводчиков и пр.), имели свои военные отряды для обеспечения внутренней и внешней функций феодального государства. Система кормления порождала произвол и злоупотребления местных властей, ею были недовольны не только местные жители, но и поднимающееся дворянство.
С конца XV в. на местах стала формироваться система государственных служителей, таких, как бирючи (глашатаи), объявлявшие царские указы и распоряжения администрации, и полицейские служители — тюремные сторожа и палачи. В XV в. судебная система включала несколько инстанций: суд наместников (волостелей, воевод), суд Боярской думы, или великого князя, приказной суд. Боярская дума и приказной суд выделились в качестве самостоятельной инстанции в конце XV в. Кроме того, действовали церковные и вотчинные суды, а также смешанные, состоявшие из представителей центра и мест. Судебный аппарат не был отделен от административного, управленческого.
Яса и Шариат
Объяснение:
Основной источник права Золотой Орды - Великая Яса. Памятник законодательства позволяет охарактеризовать уровень развития правовых отношений и их содержание в монголо - татарском обществе и государстве XIII - XV вв.
В историографии прочно закрепился тезис о веротерпимости монголов, о равном отношении к представителям всех религий. В Ясе Чингиз-хана есть такое установление: "Он (Чингиз-хан) запретил им (монголам) оказывать предпочтение какой-либо из сект..." ... Появление института кади свидетельствует, что шариат, наряду с Ясой, начинает использоваться в судебной практике.
Відповідь:
При Иване III начал складываться государственный аппарат управления. Высшее его звено — Боярская дума, совещательный орган при князе, и два общегосударственных ведомства — Дворец и Казна. В XVI в. из этих ведомств, объединивших множество функций, была создана система приказов.
С объединением земель и ростом великокняжеской власти было введено деление страны на уезды — наиболее крупные административно-территориальные единицы. Уезды делились на станы, а станы — на волости. Но поскольку границы государства расширялись и различные местности входили в его состав в разное время, то полного единообразия в административно- территориальном делении еще не было: наряду с уездами сохранялись земли. Существовали разряды — военные округа, а также губы — судебные округа.
Возглавляли отдельные административные единицы представители центра — должностные лица. Уезды возглавляли наместники, волости — волостели. Содержание этих должностных лиц осуществлялось за счет местного населения — «кормления». Население обязывалось содержать их («кормить») в течение всего периода службы. Наместники, волостели и представители местной княжеской администрации получали «корм» обычно три раза в год (на Рождество, Пасху и Петров день), а также при вступлении в должность. Корм давался натурой (хлебом, мясом и т.д.), кормом для скота. Кормленщики собирали также в свою пользу различные пошлины (судебные, за клеймение и продажу лошадей, мыт и др.). За счет этих сборов кормленщики содержали свой аппарат управления (тиунов, доводчиков и пр.), имели свои военные отряды для обеспечения внутренней и внешней функций феодального государства. Система кормления порождала произвол и злоупотребления местных властей, ею были недовольны не только местные жители, но и поднимающееся дворянство.
С конца XV в. на местах стала формироваться система государственных служителей, таких, как бирючи (глашатаи), объявлявшие царские указы и распоряжения администрации, и полицейские служители — тюремные сторожа и палачи. В XV в. судебная система включала несколько инстанций: суд наместников (волостелей, воевод), суд Боярской думы, или великого князя, приказной суд. Боярская дума и приказной суд выделились в качестве самостоятельной инстанции в конце XV в. Кроме того, действовали церковные и вотчинные суды, а также смешанные, состоявшие из представителей центра и мест. Судебный аппарат не был отделен от административного, управленческого.