В статье на основе архивных источников и материалов периодической прессы представлен анализ процесса становления и развития обучения русскому языку детей мусульман Астраханской губернии в XIX в. от первой неудачной попытки в 1820-е гг. до организованных форм начального образования в самом конце XIX века. Этот процесс был реализован в двух направлениях: создание русско-татарского министерского одноклассного училища и организация русских классов при традиционных приходских мусульманских начальных образовательных учреждениях - мектебах. Первые результаты деятельности этих образовательных учреждений сказались уже в начале нового, ХХ века, когда уровень владения русским языком позволил отдельным представителям махалли поступить в средние общеобразовательные и специальные учебные заведения.ные учебные заведения.
Политика царского самодержавия была такова, что татары в течение столетий не могли иметь светские школы. Царизм делал все, чтобы увековечить отсталость татар, обречь их на бедность и прозябание, не допускать приобщения к передовым методам производства и хозяйствования, держать вдали от достижений науки и культуры.
В статье на основе архивных источников и материалов периодической прессы представлен анализ процесса становления и развития обучения русскому языку детей мусульман Астраханской губернии в XIX в. от первой неудачной попытки в 1820-е гг. до организованных форм начального образования в самом конце XIX века. Этот процесс был реализован в двух направлениях: создание русско-татарского министерского одноклассного училища и организация русских классов при традиционных приходских мусульманских начальных образовательных учреждениях - мектебах. Первые результаты деятельности этих образовательных учреждений сказались уже в начале нового, ХХ века, когда уровень владения русским языком позволил отдельным представителям махалли поступить в средние общеобразовательные и специальные учебные заведения.ные учебные заведения.
Политика царского самодержавия была такова, что татары в течение столетий не могли иметь светские школы. Царизм делал все, чтобы увековечить отсталость татар, обречь их на бедность и прозябание, не допускать приобщения к передовым методам производства и хозяйствования, держать вдали от достижений науки и культуры.