Городовы́е казаки́ (станичные,сторожевые, полковые и другие) — категория государственныхслужилых людей на Руси XIV —XVII веков, поселявшихся припограничных крепостях и получавших землю и жалованье под условием несения постояннойсторожевой службы.
Городовые казаки набирались извольных охочих людей, не состоявших в тягле, помимо земли, хлебного и денежного жалованья, получали также за службу льготы по торговле и промыслам от государства[1].
Общее руководство городовыми казаками осуществлял Стрелецкий приказ.
В Речи Посполитой аналогомгородовых казаков были реестровые казаки — часть подчинённого запорожского казачества в XVII—XVIII веков.[2], находившегося навоенной службе в Речи Посполитойвне пределов территории Вольностей Войска Запорожского.
В своем становлении крепостное право несколько этапов: Первый этап относится к концу XV-XVI вв. , когда началось наступление землевладельцев и государства на крестьян. Из-за роста повинностей и притеснений со стороны властей крестьяне всё чаще уходили от своих владельцев. Бегство от господ стало в России самой распространённой формой проявления недовольства. Государственная власть не обладала ещё той силой, которая могла бы прикрепить крестьянина к земле. Рост поместного и вотчинного землевладения феодалов сопровождался вовлечением новых масс крестьян в отношении личной зависимости от хозяев. В период политической раздробленности крестьяне могли покидать своих хозяев и переходить к другому землевладельцу. Судебник Ивана III, составленный в 1497 г. всем своим содержанием был направлен на защиту интересов землевладельцев, их собственности и власти над зависимым населением а также феодального государства. 57 статья законодательства вводила новое правило, по которому крестьяне могли уходить от своих владельцев только один раз в году - за неделю до Юрьева дня (26 ноября) и в течение недели после него, с обязательной выплатой пожилого - оплаты за проживание на земле барина.
Городовые казаки
Городовы́е казаки́ (станичные,сторожевые, полковые и другие) — категория государственныхслужилых людей на Руси XIV —XVII веков, поселявшихся припограничных крепостях и получавших землю и жалованье под условием несения постояннойсторожевой службы.
Городовые казаки набирались извольных охочих людей, не состоявших в тягле, помимо земли, хлебного и денежного жалованья, получали также за службу льготы по торговле и промыслам от государства[1].
Общее руководство городовыми казаками осуществлял Стрелецкий приказ.
В Речи Посполитой аналогомгородовых казаков были реестровые казаки — часть подчинённого запорожского казачества в XVII—XVIII веков.[2], находившегося навоенной службе в Речи Посполитойвне пределов территории Вольностей Войска Запорожского.
Первый этап относится к концу XV-XVI вв. , когда началось наступление землевладельцев и государства на крестьян. Из-за роста повинностей и притеснений со стороны властей крестьяне всё чаще уходили от своих владельцев. Бегство от господ стало в России самой распространённой формой проявления недовольства. Государственная власть не обладала ещё той силой, которая могла бы прикрепить крестьянина к земле. Рост поместного и вотчинного землевладения феодалов сопровождался вовлечением новых масс крестьян в отношении личной зависимости от хозяев. В период политической раздробленности крестьяне могли покидать своих хозяев и переходить к другому землевладельцу. Судебник Ивана III, составленный в 1497 г. всем своим содержанием был направлен на защиту интересов землевладельцев, их собственности и власти над зависимым населением а также феодального государства. 57 статья законодательства вводила новое правило, по которому крестьяне могли уходить от своих владельцев только один раз в году - за неделю до Юрьева дня (26 ноября) и в течение недели после него, с обязательной выплатой пожилого - оплаты за проживание на земле барина.