Легенда об исчезновении города под водой - знак не кары, а Божьей милости-о граде Китеже, опустившемся на дно озера Светлояр по соборной молитве горожан и тем самым от монголо-татарского воинства.
Место это еще с языческих времен славилось как необычное и примечательное. Озеро было названо в честь славянского бога солнца - Ярилы, а на его берегах проводились культовые церемонии. На вершине высокого лысого холма, двумя мысами вдававшегося в озеро, волхвы в ночь на Ивана Купалу совершали свои богослужения, и тогда все вокруг озарялось светом факелов, а с горы в воду скатывались огненные колеса, символизирующие солнце.
"...На глазах изумленных воинов город исчез - скрылись под водой его церкви, башни, терема. "
С тех пор, как гласят легенды, из вод озера порой доносится призрачный колокольный перезвон, а праведные люди могут не только слышать его, но и узреть пропавший Китеж.
К XIX веку сложилось три варианта легенды о Китеже. По первому, город находится на дне озера, подобно сказочному дворцу морского царя. По другому, рассказанному писателем М. Пришвиным, Китеж расположен под землей, а окрестные холмы являются его церквами. Третий вариант сообщает о городе, попрежнему стоящем на берегах Светлояра, но невидимом человеческому глазу. Лишь наиболее праведные паломники, приходившие сюда в день праздника Владимирской иконы Богоматери (6 июля по старому стилю) , могли видеть в водах озера отражение раскинувшегося на холмах Китежа.
С Китежем была связана вера людей в существование на земле Русской духовномистического центра, где живут святые люди, противостоящие Антихристу и всякому злу. Китеж - город последней надежды для всех несчастных, недужных и обиженных, место, где можно укрыться и от гнева царя, и от притеснений барина.
Даниил Андреев в "Розе Мира" сравнивает сказание о Китеже с величайшими мистериями человечества: это сказание дало "мистерию народа, культуры или отдельной души, чья неприкосновенная внутренняя святыня, оберегаемая иерархиями Света, остается недоступной никакому, самому могущественному врагу, уходя в таинственную духовную глубь от любого вторжения, от любого враждебного прикосновения" ясно
Рябушкин обращается к ретроспективному осмыслению Его любимой эпохой была допетровская Русь ХVII столетия. В патриархальном укладе жизни древней Московии он находит эстетический идеал единства стиля жизни и стиля искусства. Московские женщины в своих византийских одеждах с набивным рисунком составляют единый узор с яркими фресками и цветными слюдяными окнами храма. В небольшой по размеру картине Рябушкин достигает монументального звучания благодаря торжественному ритму предстояния, праздничному, навеянному икон-ными красками колориту, построен-ному на изысканной аранжировке красного, синего и золотого. Лица московских матрон покрыты густым слоем грима, набелены и нарумянены, брови подведены сурьмой. Маскообразные лица соединяют в себе византийские каноны и языческое идолообразие. Старорусский уклад жизни, Домострой, требовал, чтобы никто не выделялся в это чтящем старые многовековые традиции мире.
Место это еще с языческих времен славилось как необычное и примечательное. Озеро было названо в честь славянского бога солнца - Ярилы, а на его берегах проводились культовые церемонии. На вершине высокого лысого холма, двумя мысами вдававшегося в озеро, волхвы в ночь на Ивана Купалу совершали свои богослужения, и тогда все вокруг озарялось светом факелов, а с горы в воду скатывались огненные колеса, символизирующие солнце.
"...На глазах изумленных воинов город исчез - скрылись под водой его церкви, башни, терема. "
С тех пор, как гласят легенды, из вод озера порой доносится призрачный колокольный перезвон, а праведные люди могут не только слышать его, но и узреть пропавший Китеж.
К XIX веку сложилось три варианта легенды о Китеже. По первому, город находится на дне озера, подобно сказочному дворцу морского царя. По другому, рассказанному писателем М. Пришвиным, Китеж расположен под землей, а окрестные холмы являются его церквами. Третий вариант сообщает о городе, попрежнему стоящем на берегах Светлояра, но невидимом человеческому глазу. Лишь наиболее праведные паломники, приходившие сюда в день праздника Владимирской иконы Богоматери (6 июля по старому стилю) , могли видеть в водах озера отражение раскинувшегося на холмах Китежа.
С Китежем была связана вера людей в существование на земле Русской духовномистического центра, где живут святые люди, противостоящие Антихристу и всякому злу. Китеж - город последней надежды для всех несчастных, недужных и обиженных, место, где можно укрыться и от гнева царя, и от притеснений барина.
Даниил Андреев в "Розе Мира" сравнивает сказание о Китеже с величайшими мистериями человечества: это сказание дало "мистерию народа, культуры или отдельной души, чья неприкосновенная внутренняя святыня, оберегаемая иерархиями Света, остается недоступной никакому, самому могущественному врагу, уходя в таинственную духовную глубь от любого вторжения, от любого враждебного прикосновения" ясно