«Новгородская республика просуществовала шестьсот лет. Венецианская республика — девятьсот. Все говорит о том, что это самая стабильная политическая система в истории…»СюжетыГородская среда:Нам здесь житьНегламурная областьГородская средаЭтой осенью Великий Новгород отмечает свое 1150-летие. В конце сентября была готова брусчатка в детинце, приехал президент Медведев «с домом и дружиной». Президенту подарили княжеское облачение, Новгороду — колокол.Северную столицу Древней Руси история перепахала не единожды. Иван III увез «вечный» — вечевой — колокол; в конце XVI века Иван Грозный перебил «луцших людей» и разогнал «средних» и «малых»; всего несколько десятилетий спустя город заняли шведы. В Великую Отечественную Новгород был разрушен почти полностью. Испанские союзники Гитлера увезли крест со Святой Софии, и более пятидесяти лет он простоял в Музее военной истории в Мадриде.Что осталось: изжелта-розовая крепость-детинец, что старше Московского кремля; гнездо древних храмов на Торге, в том числе возведенный по распоряжению Мстислава Великого первый на Руси собор Святого Николая, ныне особо почитаемого на всем русском Севере: «от Архангельска до Колы (Мурманска) — тридцать три Николы». Белая (в древности — желто-полосатая, в греко-византийском стиле) София с некрополем, где могилы князей и княгинь соседствуют с погребениями новгородских архиепископов, каждый из которых по-своему замечателен. Архиепископ Нифонт, по предположению академика Лихачева, был инициатором составления «Софийского временника», вольнодумной новгородской летописи; архиепископ Антоний, в миру Добрыня Андрейкович, путешествовал в Царьград и Святую землю и оставил прелюбопытнейшие путевые заметки. Архиепископ Иоанн, причисленный к лику святых, посетил Гроб Господень и вовсе оригинальным образом — верхом на черте, коего он запер в умывальнике, а после использовал в качестве транспортного средства.В Новгороде традиционно княжили старшие сыновья князя киевского; эту своеобразную школу в свое время и Владимир Святой, и Ярослав Мудрый, который в 1019 году официально провозгласил Новгород независимым от Киева. В Рюриковом городище, княжеской резиденции близ Новгорода, выросли Александр Невский и Дмитрий Донской. Здесь при Ярославе Мудром началось составление Русской Правды, первого свода древнерусских законов, да и выражение Нестора «откуда есть пошла Русская земля» с высокой степенью вероятности может быть применено именно к Новгороду.Все это очевидно не сразу — и отмечаемый осенью этого года 1150-летний юбилей города, к сожалению, пока изменил немногое. Проехав указатель «Господин Великий Новгород», необходимо включить воображение — унылые типовые «брежневки», «хрущевки» и сеть продовольственных магазинов «Садко», промышленные корпуса — все то, что составляет современную часть Новгорода, — прямо скажем, не очень осознанию города как топонима летописного и былинного, одного из главных «мест силы» как русской, так и всей восточнославянской истории.Директор Новгородского археологического центра Сергей Трояновскийнастаивает именно на таком понимании, общекультурном для русских, белорусов и украинцев. И — шире — для всех людей, ощущающих историю Древней Руси как свою историю.— Три центра Древней Руси — Новгород, Киев и Полоцк — символично приходятся на современные Россию, Украину и Белоруссию. Прародина у всех трех восточнославянских народов одна, отличие северной волны в том, что она через прибалтийские земли и осела на землях, заселенных финно-угорскими народами. Другое дело, что славяне находились, что называется, на взлете пассионарности, обладали более развитой земледельческой культурой, поэтому именно они создали государство, ассимилировав финское население. Но если проанализировать генотип жителей Северо-Запада, то с большой степенью вероятности окажется, что все мы где-то наполовину угро-финны. На южных землях неменьшую роль играли контакты со степняками. А государственный менталитет Московского княжества в огромной степени был сформирован соседством и формальным подчинением Орде. Отсюда крепкий милитаристский настрой Москвы, которая всегда была вынуждена держаться настороже. Еще во времена независимости Новгородской республики московский гость поражался тому, что в детинце башни стоят непокрытыми,
Сравните методы борьбы с инакомыслием в 1970 - начале 1980 и в предшествующие этапы развития Советского государства
Борьба с инакомыслием велась практически все годы существования СССР. Особенно активно это происходило в период с 1924 по 1953 годы. Наиболее сильной борьба с инакомыслием была при правлении Иосифа Сталина. Средством борьбы с инакомыслием были репрессии. Люди расстреливались или отправлялись в Сибирь. Приближенные Сталина собирались в специальные «тройки», которые осуществляли самосуд. Можно было сесть в тюрьму за упрятанную горсть пшеницы или порванную фотографию Ленина. Чаще всего, недоброжелатели могли подбросить такие вещи для того, чтобы людей посадили в тюрьму.
После войны репрессии продолжились уже и в отношении пленных. Репрессии коснулись даже сына Сталина.
Борьба с инакомыслием в 70е и 80е была менее жестока и менее беспощадна. В первую очередь, отличие этого периода борьбы заключается в том, что это проходило в период правления Брежнева. Борьба с инакомыслием проходила вне репрессий. И в отличии от сталинской борьбы с инакомыслием вместо «троек» были суды, которые судили антисоветскую и антикоммунистическую деятельность. Все, кто был против социализма и не были согласны с «застоем» назывались диссиденты. Диссиденты преследовались и наказывались.
Борьба с инакомыслием велась практически все годы существования СССР. Особенно активно это происходило в период с 1924 по 1953 годы. Наиболее сильной борьба с инакомыслием была при правлении Иосифа Сталина. Средством борьбы с инакомыслием были репрессии. Люди расстреливались или отправлялись в Сибирь. Приближенные Сталина собирались в специальные «тройки», которые осуществляли самосуд. Можно было сесть в тюрьму за упрятанную горсть пшеницы или порванную фотографию Ленина. Чаще всего, недоброжелатели могли подбросить такие вещи для того, чтобы людей посадили в тюрьму.
После войны репрессии продолжились уже и в отношении пленных. Репрессии коснулись даже сына Сталина.
Борьба с инакомыслием в 70е и 80е была менее жестока и менее беспощадна. В первую очередь, отличие этого периода борьбы заключается в том, что это проходило в период правления Брежнева. Борьба с инакомыслием проходила вне репрессий. И в отличии от сталинской борьбы с инакомыслием вместо «троек» были суды, которые судили антисоветскую и антикоммунистическую деятельность. Все, кто был против социализма и не были согласны с «застоем» назывались диссиденты. Диссиденты преследовались и наказывались.