После периода расцвета Египта (Древнее Царство), наступает период упадка, длившийся с середины XXIII в. до н. э. до середины XXI до н. э. На фоне ослабления центральной власти фараона, местная знать значительно усиливает свои позиции. В своих областях, так называемых номах, они становятся сами полноправными правителями. Они присваивают себе всю полноту власти, владеют местными войсками, управляют финансами, судом и жрецами. Теперь номархи (правители номов) сами присваивают себе титулы «великих правителей», стоят собственные пирамиды на собственной территории и больше не подчиняются приказам царя. Происходит процесс децентрализации, что приводит к феодальной раздробленности.
Все эти процессы приводят к распаду Египта на номы – те самые номы, которые когда-то объединились в Египетское царство. Постепенно местная знать становится полноправным владельцем своих номов, становясь там фактически царями. Все свои должности они передают по наследству и описывают себя как полубогов.
Кроме самой знати, также сильно укрепляется и жречество. Храмы получают различные привилегии и дары. Царскими указами, служители храма освобождались от многих повинностей. В частности дарили земли, поместья, и освобождали от налогов и принудительных работ.
Интересно то, что, так как на тот момент фактическими хозяевами всех сфер жизни в номе, в том числе и религиозной, были номархи, так что подобные указы царя адресовывались именно им.
Период распада Египта омрачался еще и значительным усилением расслоения общества, таким образом пропасть между бедными и богатыми постоянно увеличивалось. Богатые вельможи и знать были очень богаты и имели неограниченную власть в пределах своих номов, при этом не особо думая о своем народе. Это выливалось в многочисленные восстания и разбой. Хотя множество текстов, написанных местными правителями, говорит о всеобщей любви народа к своему правителю, это было не более чем самохвальство. Номархи пытались подавить волнения силой, при этом каждый похваляясь своими успехами.
Фактически в этот период власть фараона была чистой формальностью и реальная власть сосредотачивалась у местной знати, что привело к политической анархии. В отсутствии централизованного управления в стране, общегосударственная ирригационная система пришла в упадок, что болезненно отразилось на урожайности. Плодородные земли, обрабатываемые ранее и приносившие большие урожаи, теперь стоят заброшенными. Ирригационные системы пришли в негодность и поля засохли или превратились в болота. Неурожай вызвал сильный голод и экономические потери, а разбой и вандализм в стране стали нормой. В тот период почти все существующие гробницы были разграблены, в то время как северные земли еще и подвергались набегам кочевников.
Однако в то же время этот период считается периодом расцвета творчества. С тех пор как номархи стали сами себе царями, появилось значительное количество сочинений и памятников письменности. И хотя земледелие, ремесленничество, торговля и многие другие важнейшие сферы жизни пришли в упадок, множество ценных сочинений Египта пришли к нам именно из этой эпохи. Описывались беды и лишения того времени, такие как «Пророчество Нефертити», множество личных записей, такие как «Поучение царю Мерикара», и многие другие.
Наблюдая упадок и распад Египта, многие жители того времени недоумевали, как созданное богами государство могло оказаться в таком бедственном положении. Во многом, происходившие бедствия народа Египта открыли глаза его правителям, и это послужило началу борьбы за объединение.
Фараон спился)
Объяснение:
В жизни и так бывает
После периода расцвета Египта (Древнее Царство), наступает период упадка, длившийся с середины XXIII в. до н. э. до середины XXI до н. э. На фоне ослабления центральной власти фараона, местная знать значительно усиливает свои позиции. В своих областях, так называемых номах, они становятся сами полноправными правителями. Они присваивают себе всю полноту власти, владеют местными войсками, управляют финансами, судом и жрецами. Теперь номархи (правители номов) сами присваивают себе титулы «великих правителей», стоят собственные пирамиды на собственной территории и больше не подчиняются приказам царя. Происходит процесс децентрализации, что приводит к феодальной раздробленности.
Все эти процессы приводят к распаду Египта на номы – те самые номы, которые когда-то объединились в Египетское царство. Постепенно местная знать становится полноправным владельцем своих номов, становясь там фактически царями. Все свои должности они передают по наследству и описывают себя как полубогов.
Кроме самой знати, также сильно укрепляется и жречество. Храмы получают различные привилегии и дары. Царскими указами, служители храма освобождались от многих повинностей. В частности дарили земли, поместья, и освобождали от налогов и принудительных работ.
Интересно то, что, так как на тот момент фактическими хозяевами всех сфер жизни в номе, в том числе и религиозной, были номархи, так что подобные указы царя адресовывались именно им.
Период распада Египта омрачался еще и значительным усилением расслоения общества, таким образом пропасть между бедными и богатыми постоянно увеличивалось. Богатые вельможи и знать были очень богаты и имели неограниченную власть в пределах своих номов, при этом не особо думая о своем народе. Это выливалось в многочисленные восстания и разбой. Хотя множество текстов, написанных местными правителями, говорит о всеобщей любви народа к своему правителю, это было не более чем самохвальство. Номархи пытались подавить волнения силой, при этом каждый похваляясь своими успехами.
Фактически в этот период власть фараона была чистой формальностью и реальная власть сосредотачивалась у местной знати, что привело к политической анархии. В отсутствии централизованного управления в стране, общегосударственная ирригационная система пришла в упадок, что болезненно отразилось на урожайности. Плодородные земли, обрабатываемые ранее и приносившие большие урожаи, теперь стоят заброшенными. Ирригационные системы пришли в негодность и поля засохли или превратились в болота. Неурожай вызвал сильный голод и экономические потери, а разбой и вандализм в стране стали нормой. В тот период почти все существующие гробницы были разграблены, в то время как северные земли еще и подвергались набегам кочевников.
Однако в то же время этот период считается периодом расцвета творчества. С тех пор как номархи стали сами себе царями, появилось значительное количество сочинений и памятников письменности. И хотя земледелие, ремесленничество, торговля и многие другие важнейшие сферы жизни пришли в упадок, множество ценных сочинений Египта пришли к нам именно из этой эпохи. Описывались беды и лишения того времени, такие как «Пророчество Нефертити», множество личных записей, такие как «Поучение царю Мерикара», и многие другие.
Наблюдая упадок и распад Египта, многие жители того времени недоумевали, как созданное богами государство могло оказаться в таком бедственном положении. Во многом, происходившие бедствия народа Египта открыли глаза его правителям, и это послужило началу борьбы за объединение.