Раскол христианской церкви в 1054 году, также Великий раскол — церковный раскол, после которого окончательно произошло разделение Церкви на Римско-католическую церковь на Западе и Православную — на Востоке с центром в Константинополе. Фактически разногласия между папой римским и патриархом Константинополя начались задолго до 1054, однако именно в 1054 римский папа Лев IX послал в Константинополь легатов во главе с кардиналом Гумбертом для разрешения конфликта, начало которому было положено закрытием в 1053 году латинских церквей в Константинополе по распоряжению патриарха Михаила Кирулария, при котором его сакелларий Константин выбрасывал из дарохранительниц Святые Дары, приготовленные по западному обычаю из пресного хлеба, и топтал их ногами [1]. Однако найти путь к примирению не удалось, и 16 июля 1054 в соборе Святой Софии папские легаты объявили о низложении Кирулария и его отлучении от Церкви. отличия -догмат о Непорочном зачатии Девы Марии (в отличие от православия и протестантизма) и догмат о Её телесном вознесении (в отличие от протестантизма) ; -учение о чистилище (в отличие от православия и протестантизма) ; широкое почитание Девы Марии (hyperdulia) (в отличие от протестантизма) ; -почитание мучеников, святых и блаженных при различии между поклонением, подобающим одному лишь Богу, и почитанием святых (в отличие от протестантизма) ; -утверждение монархической власти Римского епископа над всею Церковью как преемника апостола Петра; -централизованность церковной организации, в отличие от автокефальности (автономии) православных поместных церквей; утверждение монархического главенства Римского епископа над Церковью как преемника апостола Петра; безошибочность учительства Папы Римского в вопросах веры и нравственности, провозглашаемого ex cathedra (см. Догмат о папской безошибочности) ; -нерасторжимость таинства брака; существует лишь возможность признания недействительности брака. -Особенности латинского обряда добавление «и от Сына» (филиокве) в символ веры. Следует отметить, что католическое учение говорит об исхождении Святого Духа от Отца и Сына, но не как от разных источников. обязательный целибат священства; -крещение, в большинстве случаев, через возлияние воды на голову, а не погружение в воду; -совершение миропомазания только епископом (священник может преподать это таинство лишь в исключительных случаях, например, в случае смертельной опасности для принимающего таинство) ; -употребление при евхаристии, как правило, пресного хлеба, а не квасного; -подчёркивание значения тайноустановительных слов Христа в анафоре вместо эпиклезы; -крестное знамение слева направо, а не справа налево как в византийском обряде (в том числе у православных) , при этом знамение, как правило, совершается пятью пальцами.
Фактически разногласия между папой римским и патриархом Константинополя начались задолго до 1054, однако именно в 1054 римский папа Лев IX послал в Константинополь легатов во главе с кардиналом Гумбертом для разрешения конфликта, начало которому было положено закрытием в 1053 году латинских церквей в Константинополе по распоряжению патриарха Михаила Кирулария, при котором его сакелларий Константин выбрасывал из дарохранительниц Святые Дары, приготовленные по западному обычаю из пресного хлеба, и топтал их ногами [1]. Однако найти путь к примирению не удалось, и 16 июля 1054 в соборе Святой Софии папские легаты объявили о низложении Кирулария и его отлучении от Церкви. отличия
-догмат о Непорочном зачатии Девы Марии (в отличие от православия и протестантизма) и догмат о Её телесном вознесении (в отличие от протестантизма) ;
-учение о чистилище (в отличие от православия и протестантизма) ;
широкое почитание Девы Марии (hyperdulia) (в отличие от протестантизма) ;
-почитание мучеников, святых и блаженных при различии между поклонением, подобающим одному лишь Богу, и почитанием святых (в отличие от протестантизма) ;
-утверждение монархической власти Римского епископа над всею Церковью как преемника апостола Петра;
-централизованность церковной организации, в отличие от автокефальности (автономии) православных поместных церквей; утверждение монархического главенства Римского епископа над Церковью как преемника апостола Петра;
безошибочность учительства Папы Римского в вопросах веры и нравственности, провозглашаемого ex cathedra (см. Догмат о папской безошибочности) ;
-нерасторжимость таинства брака; существует лишь возможность признания недействительности брака.
-Особенности латинского обряда
добавление «и от Сына» (филиокве) в символ веры. Следует отметить, что католическое учение говорит об исхождении Святого Духа от Отца и Сына, но не как от разных источников.
обязательный целибат священства;
-крещение, в большинстве случаев, через возлияние воды на голову, а не погружение в воду;
-совершение миропомазания только епископом (священник может преподать это таинство лишь в исключительных случаях, например, в случае смертельной опасности для принимающего таинство) ;
-употребление при евхаристии, как правило, пресного хлеба, а не квасного;
-подчёркивание значения тайноустановительных слов Христа в анафоре вместо эпиклезы;
-крестное знамение слева направо, а не справа налево как в византийском обряде (в том числе у православных) , при этом знамение, как правило, совершается пятью пальцами.