Захир-ад-дин Мухаммад Бабу́р (узб. Zahiriddin Muhammad Bobur; «Бабур» означает «лев, полководец, барс» и происходит от персидского слова ْبَبْر (bābr) — «тигр», 14 февраля 1483 — 26 декабря 1530) — среднеазиатский правитель Индии и Афганистана, полководец, основатель династии и империи Бабуридов, в некоторых источниках — как империи Великих Моголов (1526). Название «Великие Моголы» появилось уже при английских колонизаторах, ни основатель Империи, ни его потомки сами себя так не называли. Термин «могол» применялся населением в Индии для обозначения всех мусульман Северной Индии и Центральной Азии. Весь правящий класс, проникший в Индию вместе с Бабуром, как отмечает Е.И. Руденко, называл себя «туранским».
Согласно ряду исследователей, термин могол восходит к персидскому, индийскому, а также арабскому названию монголов, и в нем подчеркивалось монгольское происхождение династии Тимуридов. М. Хайдар указывает на то, что в официальных документах Моголов их династия именовалась одновременно «Монгольской» и «Тюркской». Сам Бабур использовал название могул, монгол к нецивилизованным, негородским, кочевым жителям степей. В составе войска Бабура были представители разных народов и племён, входивших в состав государства Тимуридов того времени, такие, как, например, тюркские, могольские, монгольские и другие племена.
Бабур родился 14 февраля 1483 г. в Андижане, в семействе правителя Ферганского Улуса (удела), имя которого было Омар Шейх Мирза. В то время в Средней Азии и Хорасане шли жестокие междоусобные войны между братьями, родственниками - потомками Великого Тамерлана и чингизидами.
Бабур был по линии отца Тимуридом, а его мать была из рода Чингизидов (Чагатаидкой), родным для себя языком он считал чагатайский тюрки, при этом также хорошо владел персидским.
Британская исследовательница наследия Бабура Аннетт Беверидж в начале ХХ века называет его тюрком-барласом. На печати Бабура, датируемой 1521 годом, помещена его генеалогия в таком порядке: Бабур — Умар шайх, Султан Абу Саид, Султан Мухаммад, Мираншах и Амир Темур.
Бабур писал в своих мемуарах: "Жители Андиджана — все тюрки; в городе и на базаре нет человека, который бы не знал по-тюркски. Говор народа сходен с литературным".
Захириддин Бабур с детства был влюблен в литературу, искусство, красоту природы; подобно всем принцам - тимуридам, он получал основы знаний от выдающихся преподавателей во дворце его отца. Но его безмятежное детство длилось недолго: однажды отец Бабура, который был заядлым голубятником, взобрался на высокую голубятню, но она вдруг с грохотом вместе с ним провалилась в пропасть, так как её основание подмыли воды быстрой реки. В 1494 г., после смерти отца, Бабур в возрасте 12 лет, когда сам сел на трон правителя Ферганского Улуса, был вынужден бороться за трон Андижана против своего брата Джахонгира Мирзо, с дядями Султаном Ахмадом Мирзо и Султаном Махмад-ханом. Чтобы примириться с братом Джахонгиром Мирзо, Бабур разделил Ферганский Улус и отдал ровно половину. Тогда же Бабур вступил в борьбу против феодальных групп Самарканда.
Побежденный Шейбани-ханом, который обладал огромной военной силой, Бабура оставляет Самарканд. После завоевания Шейбани-ханом Андижана в 1504 г., Бабур уходит на юг и устанавливает свое правление в Кабуле. До 1512 года пытался безуспешно вернуть Бухару и Самарканд. Из Кабула Бабур совершал с 1519 года походы в Северо-Западную Индию и в 1525 году предпринял поход на Дели. В битвах с делийским правителем Ибрахимом Лоди при Панипате в апреле 1526 года и с раджпутским князем Санграм Сингхом при Кхануа (близ Сикри) в 1527 году Бабур одержал победы. Войско Бабура в тот момент оценивается в 10 000 человек. К 1529 году владения Бабура включали Восточный Афганистан, Пенджаб и долину Ганга, до границ Бенгалии.
После той победы Бабур прожил недолго и умер в городе Агре в декабре 1530 г.; позже, согласно его завещанию, потомки перенесли его останки в Кабул и захоронили там.Бабур за короткое время правления государством содействовал стабилизации политической ситуации в Индии, объединил индийские земли, усовершенствовал города, организацию торговых отношений. Центрально-азиатский стиль появился в искусствах и архитектуре Индии. Джавахарлал Неру написал, что после пребывания Бабура в Индии произошли большие изменения, имели место новые реформы, улучшившие жизнь, обогащенную искусством и архитектурой.Помимо войн и правительственных дел, Бабур занимался и творчеством. Его стихи, написанные на чагатайском языке, отличаются чеканностью образов и афористичностью. Главный труд Бабура – автобиография «Бабур-наме», первый образец этого жанра в исторической литературе, излагает события с 1493 по 1529 годы.
Захир-ад-дин Мухаммад Бабу́р (узб. Zahiriddin Muhammad Bobur; «Бабур» означает «лев, полководец, барс» и происходит от персидского слова ْبَبْر (bābr) — «тигр», 14 февраля 1483 — 26 декабря 1530) — среднеазиатский правитель Индии и Афганистана, полководец, основатель династии и империи Бабуридов, в некоторых источниках — как империи Великих Моголов (1526). Название «Великие Моголы» появилось уже при английских колонизаторах, ни основатель Империи, ни его потомки сами себя так не называли. Термин «могол» применялся населением в Индии для обозначения всех мусульман Северной Индии и Центральной Азии. Весь правящий класс, проникший в Индию вместе с Бабуром, как отмечает Е.И. Руденко, называл себя «туранским».
Согласно ряду исследователей, термин могол восходит к персидскому, индийскому, а также арабскому названию монголов, и в нем подчеркивалось монгольское происхождение династии Тимуридов. М. Хайдар указывает на то, что в официальных документах Моголов их династия именовалась одновременно «Монгольской» и «Тюркской». Сам Бабур использовал название могул, монгол к нецивилизованным, негородским, кочевым жителям степей. В составе войска Бабура были представители разных народов и племён, входивших в состав государства Тимуридов того времени, такие, как, например, тюркские, могольские, монгольские и другие племена.
Бабур родился 14 февраля 1483 г. в Андижане, в семействе правителя Ферганского Улуса (удела), имя которого было Омар Шейх Мирза. В то время в Средней Азии и Хорасане шли жестокие междоусобные войны между братьями, родственниками - потомками Великого Тамерлана и чингизидами.
Бабур был по линии отца Тимуридом, а его мать была из рода Чингизидов (Чагатаидкой), родным для себя языком он считал чагатайский тюрки, при этом также хорошо владел персидским.
Британская исследовательница наследия Бабура Аннетт Беверидж в начале ХХ века называет его тюрком-барласом. На печати Бабура, датируемой 1521 годом, помещена его генеалогия в таком порядке: Бабур — Умар шайх, Султан Абу Саид, Султан Мухаммад, Мираншах и Амир Темур.
Бабур писал в своих мемуарах: "Жители Андиджана — все тюрки; в городе и на базаре нет человека, который бы не знал по-тюркски. Говор народа сходен с литературным".
Захириддин Бабур с детства был влюблен в литературу, искусство, красоту природы; подобно всем принцам - тимуридам, он получал основы знаний от выдающихся преподавателей во дворце его отца. Но его безмятежное детство длилось недолго: однажды отец Бабура, который был заядлым голубятником, взобрался на высокую голубятню, но она вдруг с грохотом вместе с ним провалилась в пропасть, так как её основание подмыли воды быстрой реки. В 1494 г., после смерти отца, Бабур в возрасте 12 лет, когда сам сел на трон правителя Ферганского Улуса, был вынужден бороться за трон Андижана против своего брата Джахонгира Мирзо, с дядями Султаном Ахмадом Мирзо и Султаном Махмад-ханом. Чтобы примириться с братом Джахонгиром Мирзо, Бабур разделил Ферганский Улус и отдал ровно половину. Тогда же Бабур вступил в борьбу против феодальных групп Самарканда.
Побежденный Шейбани-ханом, который обладал огромной военной силой, Бабура оставляет Самарканд. После завоевания Шейбани-ханом Андижана в 1504 г., Бабур уходит на юг и устанавливает свое правление в Кабуле. До 1512 года пытался безуспешно вернуть Бухару и Самарканд. Из Кабула Бабур совершал с 1519 года походы в Северо-Западную Индию и в 1525 году предпринял поход на Дели. В битвах с делийским правителем Ибрахимом Лоди при Панипате в апреле 1526 года и с раджпутским князем Санграм Сингхом при Кхануа (близ Сикри) в 1527 году Бабур одержал победы. Войско Бабура в тот момент оценивается в 10 000 человек. К 1529 году владения Бабура включали Восточный Афганистан, Пенджаб и долину Ганга, до границ Бенгалии.
После той победы Бабур прожил недолго и умер в городе Агре в декабре 1530 г.; позже, согласно его завещанию, потомки перенесли его останки в Кабул и захоронили там.Бабур за короткое время правления государством содействовал стабилизации политической ситуации в Индии, объединил индийские земли, усовершенствовал города, организацию торговых отношений. Центрально-азиатский стиль появился в искусствах и архитектуре Индии. Джавахарлал Неру написал, что после пребывания Бабура в Индии произошли большие изменения, имели место новые реформы, улучшившие жизнь, обогащенную искусством и архитектурой.Помимо войн и правительственных дел, Бабур занимался и творчеством. Его стихи, написанные на чагатайском языке, отличаются чеканностью образов и афористичностью. Главный труд Бабура – автобиография «Бабур-наме», первый образец этого жанра в исторической литературе, излагает события с 1493 по 1529 годы.