По смуте.
1.о ком писал а.н.толстой:
какой я царь?
меня во всех делах
и с толку сбить и обмануть не
был разумом не бодр,
трезвонить лишь
1) о в.шуйском; 2) о б. годунове; 3) о федоре иоанновиче; 4) иване грозном.
2. о каких личностях говорят следующие выражения:
«вступая на трон, он впервые присягнул своим подданным и дал запись в том, что никого не осудит и не предаст смерти без истинного суда со своими боярами, не станет преследовать и лишать имущества родственников и наследников опального…».
3.установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.
1) воевода михаил шеин
2) прокопий ляпунов
3) василий шуйский
а.участвовал в движении под предводительством и. болотникова, перешел на сторону царя
б. руководил обороной смоленска от польских войск
в.обязался ограничить свою власть в так называемой «крестоцеловальной записи»
4. назовите три деятеля, проявивших себя во время смуты как патриоты и защитники родной земли от интервенции
1) кузьма минин
2) лжедмитрий i
3) василий шуйский
4) дмитрий
5) иван сусанин
6) иван болотников
7) григорий отрепьев
5.о каком периоде идет речь в отрывке из документа?
а тот последователь антихриста, что назвался царем димитрием, по лукавому совету треклятого воинства литовского начал многие местности всеядным огнем истреблять и насилие великое творить царствующему граду. люди не поняли враждебного лукавства королевского, захотели принять королевича царем в московское государство. богом избранного царя свергнули с престола, и от царства отлучи- ли, и в иноческий чин насильно облекли, и к королю под смоленск отослали, и гетмана польского и литовского с войском его впустили москву.
1) опричнины
2) смуты
3) феодальной раздробленности
4) междуцарствия
5.расположите в хронологическом порядке правителей смутного времени
1) «семибоярщина» 2) василий шуйский 3) лжедмитрий i 4) фёдор годунов
6.какое из перечисленных событий произошло раньше других?
1) приход к власти семибоярщины
2) вступлене на престол бориса годунова
3)избрание царем василия шуйского
4) освобождение москвы от поляков
7.установите соответствие между термином и определением
а) земский собор
б) бояре
в) интервенция
г) политический кризис
д) самозванство
е) боярская дума
1) состояние политической системы общества, выражающееся в углублении и обострении имеющихся конфликтов
2) военное, политическое или вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства, нарушающее его суверенитет.
3) незаконное присвоение себе чужого имени, звания с целью обмана.
4) высшее сословно-представительское учреждение царства с середины xvi до конца xvii века, собрание представителей всех слоёв населения (кроме крепостных крестьян) для обсуждения
5) высший совет, состоявший из представителей феодальной аристократии.
6) высший наряду с великими и удельными князьями слой общества на руси с х по хviii вв., имевший землю на правах наследственной собственности.
8. рассмотрите изображения и выполните
э.э.лисснер «изгнание польских интервентов из московского кремля»
9.какие из памятников созданы в честь событий, изображенных на картине. выберите два.
1.
храм василия блаженного 2.памятник минину и
3.церковь вознесения в коломенском 4.казанский собор на красной площади
10.прочитайте текст и ответьте на вопросы:
этот царь был вторым в россии избранным царем.его краткое правление принесло немало бед не только самому …, но в большей степени всему государству.дав крестоцеловальную запись боярам, он стал тут же ее нарушать: слушал доносы, наказывал и казнил по своему усмотрению.подданные скоро поняли, чтоскупость, коварство и зависть царя буквально не знают границ.
о каком царе идет речь в тексте?
укажите годы его царствования
почему автор считает, что правление этого государя принесло немало бед? назовите два факта
11.в 1598 г. земский собор избрал царем бориса годунова и принес ему присягу на верность. через несколько лет популярность, авторитет царя бориса федоровича резко упали. «счастья нет в моей душе», - так словами пушкина он скажет о себе.
какими причинами были вызваны такие изменения? назовите не менее 2-х.
12.составьте план на тему «смута начала xvii века»
(не менее 3-х пунктов)
мезолит (средний каменный век, др.-греч. μέσος — средний и λίθος — камень) — период между палеолитом и неолитом, с вариантами датировок от xv до vi тысяч лет до нашей эры.
начало мезолита связано с окончанием ледникового периода в европе и исчезновением мегафауны, что затронуло большинство культур европейского региона. для регионов, не затронутых этим процессом, вместо термина «мезолит» используется хронологически идентичный термин «эпипалеолит»; для эпипалеолитических культур граница с палеолитом проходит не столь резко, иногда она весьма условна.
начался в конце плейстоцена, закончился с распространением земледелия, которое появилось в разных местностях в разное время. в некоторых областях, таких как ближний восток, земледелие уже существовало в конце плейстоцена, и поэтому мезолит там был кратким и почти незаметным.
этот период знаменуется окончанием ледникового периода, на земле установились привычный для нас климат, животный и растительный мир. во время мезолита люди расселились далеко на север, освоили территорию шотландии, , части побережья северного ледовитого океана.
важнейшими достижениями мезолита стало изобретение лука и стрел и приручение животных. собаки использовались для охоты и охраны жилища. эта эпоха характеризуется небольшими составными орудиями из кремня (микролиты, характерно использование техники микрорезца). в некоторых местах сохранились также рыболовные сети, каменные тесла и деревянные предметы, такие как каноэ и плоты.
мезолит отмечен прогрессом в развитии общественных факторов: членораздельной речи, формировании общих норм и правил поведения, запретов и предписаний, которые закреплялись идеологически и становились частью традиций, религии и табу. распространяются формы насилия, связанные не с проблемой выживания, а с нарушением общественных норм, когда нарушители подвергались различным формам принуждения, а иногда и расправе.
накапливаются новые знания об окружающем мире, развиваются и совершенствуются умения, выжить. так, людям необходимо было знать особенности кормовой территории, повадки животных, свойства растений и природных минералов. появился первый опыт лечения травм, полученных во время охоты, вывихов, нарывов, укусов змей и т. д. проводились первые хирургические операции: удаление зубов, ампутация конечностей.
образование первых так называемых «жилых холмов» (площадью приблизительно 2-4 га, иногда около 10 га) относится именно к периоду мезолита.
развивается искусство. найдены многочисленные рисунки людей, животных, растений; скульптура, в отличие от прежних так называемых палеолитических венер с гипертрофированными вторичными половыми признаками, становятся более сложными, имеются даже изображения фантастических существ (например, «человек-рыба» из лепенского вира). появляются зачатки пиктографии — прототипа рисуночного письма. возникает музыка и танцы, использовавшиеся во время празднеств и ритуалов. углубляются языческие религиозные представления.
в палеолите древний художник видел и, соответственно, изображал объект охоты. а в мезолите внимание художника перенеслось на соплеменников. именно на соплеменников - не на изображение одного человека, а на групповые сцены охоты, преследования, войны. каждая человеческая фигурка изображена весьма условно, акцент делается на действии, которое она совершает: стреляет из лука, наносит удар копьём, мчится вслед за убегающей добычей. наскальные изображения мезолита многофигурны. художник осознаёт себя частью общества, находящегося в постоянном движении, в центре бурлящей жизни. детали не важны. важны именно общность, движение - и свидетельство тому наскальные изображения мезолита.
в лесных районах мира появились первые признаки обезлесения, которое становится массовым в период неолита, когда потребовались большие пространства для земледелия.
в археологии доколумбовой америки термин «мезолит» не используется во избежание хронологической путаницы, поскольку явления, подобные европейскому мезолиту (окультуривание растений, местная керамика), возникли в америке существенно позднее, около 2000 г. до н. э. (поздний архаический период американской хронологии). одним из древнейших примеров окультуривания растений в америке является памятник эджуотер-парк, который датируется около 1800 г. до н. э. у большинства племён северной и южной америки охота и собирательство доминировали над земледелием вплоть до контакта с европейцами.