Ведущую роль в формировании личности юного римлянина играло домашнее обучение и воспитание. В т. н. эпоху царей (VIII - VI вв. до н. э.) уже сложились крепкие традиции семьи-дома как ячейки общества и воспитания. Здесь дети получали религиозное воспитание, при этом отец выполнял обязанности жреца. Семье древних римлян покровительствовало множество!богов: Юнона почиталась как хранительница брака и любви, двуликий Янус охранял двери дома и т д. Отец был в семье неограниченным властелином. Он был вправе даже продать своих детей в рабство. Мать пользовалась куда меньшими правами, чем отец, но играла в воспитании почетную роль. Девочки и девушки находились под неусыпным надзором матери вплоть до замужества. Мальчики до 16-летнего возраста под наблюдением отца изучали домашнюю и полевые работы, осваивали искусство владения оружием. Все это время им полагалось носить длинные волосы. Атмосфера в семье часто была далеко не идиллической. Нередко матери поверяли дочерям свои тайные увлечения и измены. На глазах детей отцы творили жестокую расправу над рабами, участвовали в непристойных попойках. На протяжении всей римской истории семейное воспитание играло большую или меньшую роль, но семья всегда была ответственна за нравственное, гражданское становление юных римлян. В период расцвета Римской империи семья заметно уступила свои позиции государственной системе образования. Зато на закате римской цивилизации домашнее воспитание вновь становится ведущим в подготовке подрастающего поколения. "Вся наука из родного дома" - так писал об образовательной роли семьи епископ Сидоний (V в. н. э.). Как утверждает римский историк Ливии, первые попытки создать учебные заведения относятся к 449 г. до н. э. Занятия проводили частные лица в форуме - месте общественных сборищ римлян. К III в. до н. э. появляется профессия наставника. Его роль выполняли рабы. Рабыни-няньки следили за детьми до 4 —5 лет. Рабы-педагоги обучали мальчиков чтению, письму и счету. Рабынь-нянек и педагогов содержали состоятельные граждане. Остальные римляне посылали детей учиться в форум. Ремесло педагога считалось в римском обществе для свободных граждан унизительным.
Щербина Федор Андреевич (1849-1936) - выдающийся земский статистик, экономист, историк, этнограф писатель и публицист, член-корреспондент Петербургской Академии наук (с 1904), автор ряда фундаментальных трудов, ученый, получивший признание современников, в том числе и за рубежом. Родился в Кубанской области, в семье священника из казаков, I la третьем году жизни потерял отца, остался на попечении матери и родственников. В 1861 г. был определен в Войсковое духовное училище в Екатеринодаре, а по окончании училища (в 1866 г.) поступил в Кавказскую духовную семинарию в Ставрополе. Высшее образование получил в Петровской (ныне Тимирязевской) с.-х. академии и Новороссийском (Одесском) университете. Участвовал в народническом революционном движении, несколько раз подвергался арестам и ссылкам. За «хождение в народ» был подвергнут арест}', сослан сначала в Вятскую, а затем в Вологодскую губернию, где пробыл с 1874 по 1877 г, В ссылке начал заниматься изучением общинного быта России, стал регулярно печататься в «Отечественных записках», «Русской мысли», «Русских ведомостях», «Северном вестнике» по проблемам земельной общины и артельного движения. Ему пришлось «пропутешествовать» по всем этапам и тюрьмам - с крайнего юга на крайний север (самая знаменитая высылка - в Вологодскую губернию). В 1884-1903 гг. заведовал Воронежским земским статистическим бюро. В 1907 г. избран в Кубанской области во II Государственную думу. Примкнул к казачьей группе и к партии народных социалистов.
Здесь дети получали религиозное воспитание, при этом отец выполнял обязанности жреца. Семье древних римлян покровительствовало множество!богов: Юнона почиталась как хранительница брака и любви, двуликий Янус охранял двери дома
и т д. Отец был в семье неограниченным властелином. Он был вправе даже продать своих детей в рабство. Мать пользовалась куда меньшими правами, чем отец, но играла в воспитании почетную роль. Девочки и девушки находились под неусыпным надзором матери вплоть до замужества. Мальчики до 16-летнего возраста под наблюдением отца изучали домашнюю и полевые работы, осваивали искусство владения оружием. Все это время им полагалось носить длинные волосы.
Атмосфера в семье часто была далеко не идиллической. Нередко матери поверяли дочерям свои тайные увлечения и измены. На глазах детей отцы творили жестокую расправу над рабами, участвовали в непристойных попойках.
На протяжении всей римской истории семейное воспитание играло большую или меньшую роль, но семья всегда была ответственна за нравственное, гражданское становление юных римлян. В период расцвета Римской империи семья заметно уступила свои позиции государственной системе образования. Зато на закате римской цивилизации домашнее воспитание вновь становится ведущим в подготовке подрастающего поколения. "Вся наука из родного дома" - так писал об образовательной роли семьи епископ Сидоний (V в. н. э.).
Как утверждает римский историк Ливии, первые попытки создать учебные заведения относятся к 449 г. до н. э. Занятия проводили частные лица в форуме - месте общественных сборищ римлян. К III в. до н. э. появляется профессия наставника. Его роль выполняли рабы. Рабыни-няньки следили за детьми до 4 —5 лет. Рабы-педагоги обучали мальчиков чтению, письму и счету. Рабынь-нянек и педагогов содержали состоятельные граждане. Остальные римляне посылали детей учиться в форум. Ремесло педагога считалось в римском обществе для свободных граждан унизительным.
Щербина Федор Андреевич (1849-1936) - выдающийся земский статистик, экономист, историк, этнограф писатель и публицист, член-корреспондент Петербургской Академии наук (с 1904), автор ряда фундаментальных трудов, ученый, получивший признание современников, в том числе и за рубежом. Родился в Кубанской области, в семье священника из казаков, I la третьем году жизни потерял отца, остался на попечении матери и родственников. В 1861 г. был определен в Войсковое духовное училище в Екатеринодаре, а по окончании училища (в 1866 г.) поступил в Кавказскую духовную семинарию в Ставрополе. Высшее образование получил в Петровской (ныне Тимирязевской) с.-х. академии и Новороссийском (Одесском) университете. Участвовал в народническом революционном движении, несколько раз подвергался арестам и ссылкам. За «хождение в народ» был подвергнут арест}', сослан сначала в Вятскую, а затем в Вологодскую губернию, где пробыл с 1874 по 1877 г, В ссылке начал заниматься изучением общинного быта России, стал регулярно печататься в «Отечественных записках», «Русской мысли», «Русских ведомостях», «Северном вестнике» по проблемам земельной общины и артельного движения. Ему пришлось «пропутешествовать» по всем этапам и тюрьмам - с крайнего юга на крайний север (самая знаменитая высылка - в Вологодскую губернию). В 1884-1903 гг. заведовал Воронежским земским статистическим бюро. В 1907 г. избран в Кубанской области во II Государственную думу. Примкнул к казачьей группе и к партии народных социалистов.
Объяснение: