Китайская культура является одной из древнейших. Самые ранние памятники культуры, найденные на территории Китая, относятся к V-III тыс. до н.э. На китайской земле сформировался один из древнейших предков современного человека — синантроп, существовавший около 400 тыс. лет назад. Однако цивилизация Древнего Китая сложилась несколько позднее, чем в Египте. Шумере и Индии, — лишь во 11 тыс. до н.э. В течение длительного времени она была неирригационного типа: только с середины I тыс. до н.э. китайцы стали создавать оросительные системы. К тому же до середины I тыс. до н.э. китайская цивили зация существовала изолированно, в отрыве от других древнейших цивилизаций.
Как и другие культуры, китайская культура самобытна и неповторима. В отличие от индийской она болеерациональна, прагматична, обращена к ценностям реальной земной жизни. Вторая характерная ее черта — это исключительная, огромная и определяющая роль традиций, обычаев у ритуалов и церемонии. Отсюда существующее выражение — «китайские церемонии».
Еще одна особенность китайской культуры связана с религией и отношением к природе. Как и в других религиях, в китайских верованиях обожествляются прежде всего силы природы. Верховным божеством для китайцев выступает Небо, главным храмом — храм Неба, а свою страну они именуют Поднебесной. У них существует культ Солнца и других светил. С древнейших времен китайцы поклоняются горам и водам как святыням.
Первым, кто не просто усомнился в этом, а стал всерьез искать материальные следы гомеровских сочинений, был купец-миллионер и археолог-любитель Генрих Шлиман. Не будучи профессионалом по части раскопок и потому, многого не умевший, он тем не менее благодаря своей фанатической вере в то, что в «Илиаде» и «Одиссее» отражены какие-то реальные события в истории Древней Греции и Малой Азии, сумел-таки найти то, в существование чего никто не верил - руины легендарной Трои. Эта находка Шлимана заставила историков и археологов признать, что Троянская война, описанная в «Илиаде», - исторический факт. В конечном итоге ученые пришли к выводу: в данной поэме отражены подлинные события, изложение которых составляет некое «ядро» «Илиады». Современники расцветили их мифологией, а в дальнейшем, при устной передаче («Илиада», равно как и «Одиссея», родилась в XII в. до н. э., а записана была в VIII веке, т.е. четыре столетия спустя) эта поэма «обросла» новыми вымышленными подробностями. (Справедливости ради, правда, надо отметить одно курьезное обстоятельство: на самом деле, как впоследствии выяснилось, Шлиман раскопал не Трою, а город, существовавший на том же самом месте не менее чем за тысячу лет до Троянской войны. «Гомеровская» же Троя была просто-напросто случайно уничтожена в ходе раскопок... самим Шлиманом, не обратившим внимания на ее руины).
Итак, «Илиада» - это не миф. А «Одиссея»? Как быть с этой второй поэмой, продолжающей «Илиаду»? В литературном отношении «Одиссея» Гомера - приключенческое произведение, содержащее элементы фантастики, но сказка ли это или и она также описывает какие-то реальные события? Если так, то, судя по всему, в «Одиссее» нашло отражение какое-то подлинное морское предприятие хитроумного басилея (монархического правителя) островка Итаки, пустившегося в дальний путь сразу же после окончания Троянской войны. Но коли так, то возникают как минимум три вопроса. Куда плыл Одиссей? В каких странах ему довелось побывать? С какой целью он вообще отправился в дальнее плавание, несмотря на то, что уже длительное время отсутствовал в своей родной Итаке?
Китайская культура является одной из древнейших. Самые ранние памятники культуры, найденные на территории Китая, относятся к V-III тыс. до н.э. На китайской земле сформировался один из древнейших предков современного человека — синантроп, существовавший около 400 тыс. лет назад. Однако цивилизация Древнего Китая сложилась несколько позднее, чем в Египте. Шумере и Индии, — лишь во 11 тыс. до н.э. В течение длительного времени она была неирригационного типа: только с середины I тыс. до н.э. китайцы стали создавать оросительные системы. К тому же до середины I тыс. до н.э. китайская цивили зация существовала изолированно, в отрыве от других древнейших цивилизаций.
Как и другие культуры, китайская культура самобытна и неповторима. В отличие от индийской она болеерациональна, прагматична, обращена к ценностям реальной земной жизни. Вторая характерная ее черта — это исключительная, огромная и определяющая роль традиций, обычаев у ритуалов и церемонии. Отсюда существующее выражение — «китайские церемонии».
Еще одна особенность китайской культуры связана с религией и отношением к природе. Как и в других религиях, в китайских верованиях обожествляются прежде всего силы природы. Верховным божеством для китайцев выступает Небо, главным храмом — храм Неба, а свою страну они именуют Поднебесной. У них существует культ Солнца и других светил. С древнейших времен китайцы поклоняются горам и водам как святыням.
Итак, «Илиада» - это не миф. А «Одиссея»? Как быть с этой второй поэмой, продолжающей «Илиаду»? В литературном отношении «Одиссея» Гомера - приключенческое произведение, содержащее элементы фантастики, но сказка ли это или и она также описывает какие-то реальные события? Если так, то, судя по всему, в «Одиссее» нашло отражение какое-то подлинное морское предприятие хитроумного басилея (монархического правителя) островка Итаки, пустившегося в дальний путь сразу же после окончания Троянской войны. Но коли так, то возникают как минимум три вопроса. Куда плыл Одиссей? В каких странах ему довелось побывать? С какой целью он вообще отправился в дальнее плавание, несмотря на то, что уже длительное время отсутствовал в своей родной Итаке?