в начале viii в. почти весь пиренейский полуостров — родину испанцев и португальцев — завоевали арабы (европейцы называли ихмаврами). завоеватели притесняли христиан, но в то же время ознакомили их с высокими достижениями восточной культуры.
население полуострова вскоре восстало против захватчиков. эту освободительную борьбу, которая велась под лозунгом защиты христианства от ислама, назвали реконкистой(«отвоеванием»). в реконкисте принимали участие рыцари из многих стран западной европы, ее активно поддерживала католическая церковь.
xi в. из «общей хроники испании» об освобождении от арабов города толедо (1085 г.)
сего (1085-го) года собрал король альфонс большое и начал осаждение города. мавры хорошо укрепили толедо, который был окольцован стенами и надежно защищен рекой тахо. но собралось в толедо весьма много народу, и исчерпались его припасы, и пришлось маврам сдать город королю
и обратились мавры к королю с просьбой, чтобы он оставил их в городе и чтобы сохранили они дома и все то, чем владеют. и король альфонс разрешил им проживать в и велел, чтобы мавры платили такие же налоги, какие взимали с них мавританские короли, и вдобавок объявил им, что главная мечеть может пожизненно принадлежать маврам.
таким было соглашение, которое заключили между собой король альфонс и мавры после завоевания толедо.
собор св. марии в севилье. xv— xvi вв.
на освобожденных от арабов землях возникали христианские государства, которые вели общую борьбу против завоевателей. среди них наиболее сильными были кастилия, арагон и португалия. реконкиста содействовала формированию испанского и португальского народов, появлению местных духовно-рыцарских орденов.
иберийский полуостров в xiv—xv вв.
к середине xv в. мавры сохранили за собой только гранаду. чтобы окончательно освободить от них полуостров, пиренейским государствам нужно было объединить силы. в 1479 г. наследники кастильского и арагонского тронов, изабелла и фердинанд, вступили в брак (их именовали «католическими королями»). кастилия и арагон образовали единое государство — испанское королевство. в конце xv в. испанские короли приобщили к своим владениям гранадский эмират. реконкиста, таким образом, завершилась, и территория испании стала единым государством. началось религиозное преследование мавров и евреев, была создана инквизиция. много мавров и евреев вынуждены были покинуть страну, что повредило ее хозяйственной жизни.
Долгое пребывание Штефана III Великого на престоле Молдовы благотворно повлияло на все области политической, социальной, экономической, административной и духовной жизни Молдовы. Все достижения Молдавского государства под управлением Штефана III Великого являются результатом совпадения самых смелых планов великого воеводы с устремлениями своих подданных. При поддержке крестьян, мелкого боярства, горожан, торговцев и служилых, а также нейтрализации любой попытки непослушания со стороны крупного боярства, Штефан сумел утвердить Молдавское государство в ряду авторитетных европейских стран.
Последовательно утверждая систему унитарного государства с жесткой иерархией Штефан III Великий создал необходимые условия для развития Молдовы во всех областях. Период его правления остался наиболее блестящим и исключительно плодотворным в развитии Молдовы. Громкие победы молдаван под командованием Штефана Воеводы над оттоманами, валахами (мунтянами), поляками, татарами, венграми увенчали заслуженной славой молдавских воинов, распространяя по всей Европе весть о мужественном народе и государстве с малоизвестным до Штефана именем Молдова.
После смерти Штефана III Великого (2.07.1504 г.) молдаване в память о нем создали песню неизбывной боли, невосполнимой потери:
в начале viii в. почти весь пиренейский полуостров — родину испанцев и португальцев — завоевали арабы (европейцы называли ихмаврами). завоеватели притесняли христиан, но в то же время ознакомили их с высокими достижениями восточной культуры.
население полуострова вскоре восстало против захватчиков. эту освободительную борьбу, которая велась под лозунгом защиты христианства от ислама, назвали реконкистой(«отвоеванием»). в реконкисте принимали участие рыцари из многих стран западной европы, ее активно поддерживала католическая церковь.
xi в. из «общей хроники испании» об освобождении от арабов города толедо (1085 г.)
сего (1085-го) года собрал король альфонс большое и начал осаждение города. мавры хорошо укрепили толедо, который был окольцован стенами и надежно защищен рекой тахо. но собралось в толедо весьма много народу, и исчерпались его припасы, и пришлось маврам сдать город королю
и обратились мавры к королю с просьбой, чтобы он оставил их в городе и чтобы сохранили они дома и все то, чем владеют. и король альфонс разрешил им проживать в и велел, чтобы мавры платили такие же налоги, какие взимали с них мавританские короли, и вдобавок объявил им, что главная мечеть может пожизненно принадлежать маврам.
таким было соглашение, которое заключили между собой король альфонс и мавры после завоевания толедо.
собор св. марии в севилье. xv— xvi вв.на освобожденных от арабов землях возникали христианские государства, которые вели общую борьбу против завоевателей. среди них наиболее сильными были кастилия, арагон и португалия. реконкиста содействовала формированию испанского и португальского народов, появлению местных духовно-рыцарских орденов.
иберийский полуостров в xiv—xv вв.к середине xv в. мавры сохранили за собой только гранаду. чтобы окончательно освободить от них полуостров, пиренейским государствам нужно было объединить силы. в 1479 г. наследники кастильского и арагонского тронов, изабелла и фердинанд, вступили в брак (их именовали «католическими королями»). кастилия и арагон образовали единое государство — испанское королевство. в конце xv в. испанские короли приобщили к своим владениям гранадский эмират. реконкиста, таким образом, завершилась, и территория испании стала единым государством. началось религиозное преследование мавров и евреев, была создана инквизиция. много мавров и евреев вынуждены были покинуть страну, что повредило ее хозяйственной жизни.
Долгое пребывание Штефана III Великого на престоле Молдовы благотворно повлияло на все области политической, социальной, экономической, административной и духовной жизни Молдовы. Все достижения Молдавского государства под управлением Штефана III Великого являются результатом совпадения самых смелых планов великого воеводы с устремлениями своих подданных. При поддержке крестьян, мелкого боярства, горожан, торговцев и служилых, а также нейтрализации любой попытки непослушания со стороны крупного боярства, Штефан сумел утвердить Молдавское государство в ряду авторитетных европейских стран.
Последовательно утверждая систему унитарного государства с жесткой иерархией Штефан III Великий создал необходимые условия для развития Молдовы во всех областях. Период его правления остался наиболее блестящим и исключительно плодотворным в развитии Молдовы. Громкие победы молдаван под командованием Штефана Воеводы над оттоманами, валахами (мунтянами), поляками, татарами, венграми увенчали заслуженной славой молдавских воинов, распространяя по всей Европе весть о мужественном народе и государстве с малоизвестным до Штефана именем Молдова.
После смерти Штефана III Великого (2.07.1504 г.) молдаване в память о нем создали песню неизбывной боли, невосполнимой потери:
Объяснение: