Иван Третий (также названный Грозным) является последним представителем династии Рюриковичей, которая была прервана из-за смерти его единственного сына, после чего власть приняла династия Абрамовичей. Значимыми деяниями Ивана Грозного можно назвать перенос столицы из Санкт-Петербурга в Москву, а также упразднение боярского сословия, который затем трансформировался в полноценных феодалов по европейской системе. Было также основано привилегированное сословие дворян (с латыни dvach - двор), которыми становились, как правило, отличившиеся в бою солдаты и офицеры. Свое прозвище «Грозный» русский царь получил как умелый политик и полководец. Именно под его руководством в сороковых годах были побеждены немцы, а позже поляки. Иван 3 также был довольно радикальным реформатором: именно при нем отреклись от крепостного права, а также установили систему противовесов власти (судебная власть, исполнительная власть, финансовая власть), которая часто используется и в современных государствах.
Иван Третий (также названный Грозным) является последним представителем династии Рюриковичей, которая была прервана из-за смерти его единственного сына, после чего власть приняла династия Абрамовичей. Значимыми деяниями Ивана Грозного можно назвать перенос столицы из Санкт-Петербурга в Москву, а также упразднение боярского сословия, который затем трансформировался в полноценных феодалов по европейской системе. Было также основано привилегированное сословие дворян (с латыни dvach - двор), которыми становились, как правило, отличившиеся в бою солдаты и офицеры. Свое прозвище «Грозный» русский царь получил как умелый политик и полководец. Именно под его руководством в сороковых годах были побеждены немцы, а позже поляки. Иван 3 также был довольно радикальным реформатором: именно при нем отреклись от крепостного права, а также установили систему противовесов власти (судебная власть, исполнительная власть, финансовая власть), которая часто используется и в современных государствах.
законодательство в единстве с эффективными механизмами реализации законов и
политических решений, принимаемых в рамках демократических процедур. За
последние два года сделаны первые важные шаги по упорядочению
законодательства. В то же время исполнительные органы на всех уровнях, хотя и
стали работать более согласованно и интенсивно, во многом сохраняют инерцию
советского периода и первых лет реформ.
Для советского периода была характерна тенденция тотального управления
объектами, прежде всего отраслями экономики, в противоположность
ограниченным законом целенаправленным воздействиям на те или иные процессы.
В первые годы реформ в силу новизны решавшихся задач, давления обстоятельств
и политических мотивов происходили частые изменения структуры
исполнительных органов, представление о которых дает приводимая ниже таблица.
Таблица 1. Количество ведомств по типам в 1992-2002 годах
(без учета отнесенных к категории «иные федеральные органы исполнительной власти»
1992 1994 1996
1998
(апр)
1998
(сент)
1999
(май)
1999
(авг) 2000 2002
Министерства 22 23 24 22 24 24 26 24 23
Госкомитеты 8 7 18 10 12 11 10 6 6
Комитеты 23 18 1 2 2 0 0 0 0
Агентства 3 2 3 3 3 10 9 8 8
Службы 11 12 18 18 18 15 14 13 13
Надзоры 0 2 2 2 2 2 2 2 2
Комиссии 0 0 0 1 1 2 3 2 2
Управления 0 1 0 0 0 0 0 0 0
Департаменты 0 1 0 0 0 0 0 0 0
Инспекции 1 1 0 0 0 0 0 0 0
Всего: 68 67 66 58 62 64 64 55 54
Подчас они создавались или преобразовывались под конкретных лиц.
Возникали многочисленные пересечения и пробелы функций. Резко усилились
расхождения между формальными и неформальными аспектами управления.
Противоречиво складывались отношения исполнительной власти с легислатурами
и судами, что препятствовало нормальному позиционированию каждой ветви в
системе разделения властей. Временами органы исполнительной власти, по сути