Небольшие каменные орудия (микролит) , относящиеся к позднему палеолиту, обнаружены в пещерах Сел-Ункюр, Учкун Ошского региона, возле источника Кожо-Гёр в Исфаринской долине. Следы поселенцев эпохи среднего каменного века — мезолита найдены в долине Арпа возле Центрального Тенир-Тоо и у истоков реки Сох недалеко от Айдаркена (в пещерах Апшыра) . Люди этой эпохи пользовались луком, орудия труда изготовляли из кости и дерев. Занимались охотой и собирательством, постоянно меняли места обитания. Пещеры для них перестали быть постоянным местом жительства. Мелкие родо-племенные структуры укрупнялись путём слияния друг с другом. Научному кругу стало известно о памятниках эпохи нового каменного века — неолита, находящихся на территории Кыргызстана. Обнаружены сохранившиеся древнейшие наскальные рисунки в пещерах Ак-Ункюр в р-не Сары-Жаза нынешней Ысык-Кёлской области. На этих рисунках изображены силуэты человека, быка, козы, змеи, как символ вечности изображено солнце. В пещере Теке-Секирик восточнее от города Нарына, на берегу реки Аламюдюн в Чуйской долине, недалеко от Чолпон-Аты обнаружены и исследованы памятники, принадлежащие к эпохе неолита.
Данная эпоха примечательна тем, что человечество в своей истории, е своём развитии сделало огромный скачок вперёд, перестав удовлетворяться готовыми природными данными, перешло в своей жизнедеятельности к производству, к земледелию и приручению диких животных, т. е. — началу скотоводства. Люди научились делать посуду, ткать одежду. В то же время углублялась и их духовная культура, начали формироваться древнейшие системы религиозной веры. Обработка, использование металла древним человеком дали огромный толчок в прогрессировании древнего общества. Сначала люди пользовались лёгким для обработки видом металла — медью, поэтому и эпоху, наступившую после каменного века, называют медным веком. За длительный период (с 3 до 2 тыс. до н. э медного века люди, помимо медных, пользовались орудиями, сделанными из камня, кости дерева. Впоследствии они достигли применения сплава меди с оловом, свинцом, сурьмой, т. е. изобрели бронзу и стали заниматься её производством. Памятники, относящиеся к бронзовому веку (18—8 вв. до н. э.) , найдены во всех регионах Кыргызстана и продолжают исследоваться. В эту эпоху древние люди на территории Южного Кыргызстана занимались преимущественно земледелием, а на территории нынешних Таласа, Кетмен-Тёбё, Чуя, Ысык-Кёля, Памира, Нарына вели кочевой образ жизни, выращивали хлеб и занимались скотоводством, охотой.
Горная территория Северного Кыргызстана была частью и центром культуры народов, ведших кочевой образ жизни на огромной территории, раскинувшейся от Енисея до Урала. Родственных народов этой эпохи из-за схожих исторических памятников называют представителями «андроновской культуры» (в селе Андроново, расположенном недалеко от города Ачи в Сибири, был обнаружен первый памятник этой культуры) . В Кыргызстане продолжают обнаруживаться места поселения, могильники, орудия труда, следы ирригационных систем и др. предметы украшения, относящиеся к андроновской культуре. Утварь, обнаруженная в селе Шамшы Кочкорской долины, является самым крупным памятником той эпохи. Роды и племена, принадлежащие к андроновской культуре, осваивали окраинные территории нынешнего Кыргызстана (горы, пастбища — Ак-Сай, Арпа) . Наскальные рисунки этой эпохи сохранились до наших дней. Ремесленники эпохи андроновской культуры умели ковать молоты, серпы, ножи и др. вещи из бронзы. Делали деревянные телеги, выделывали кожу, занимались гончарным ремеслом, освоили ткачество. ⇔∈∉∧∧㏒
Данная эпоха примечательна тем, что человечество в своей истории, е своём развитии сделало огромный скачок вперёд, перестав удовлетворяться готовыми природными данными, перешло в своей жизнедеятельности к производству, к земледелию и приручению диких животных, т. е. — началу скотоводства. Люди научились делать посуду, ткать одежду. В то же время углублялась и их духовная культура, начали формироваться древнейшие системы религиозной веры. Обработка, использование металла древним человеком дали огромный толчок в прогрессировании древнего общества. Сначала люди пользовались лёгким для обработки видом металла — медью, поэтому и эпоху, наступившую после каменного века, называют медным веком. За длительный период (с 3 до 2 тыс. до н. э медного века люди, помимо медных, пользовались орудиями, сделанными из камня, кости дерева. Впоследствии они достигли применения сплава меди с оловом, свинцом, сурьмой, т. е. изобрели бронзу и стали заниматься её производством. Памятники, относящиеся к бронзовому веку (18—8 вв. до н. э.) , найдены во всех регионах Кыргызстана и продолжают исследоваться. В эту эпоху древние люди на территории Южного Кыргызстана занимались преимущественно земледелием, а на территории нынешних Таласа, Кетмен-Тёбё, Чуя, Ысык-Кёля, Памира, Нарына вели кочевой образ жизни, выращивали хлеб и занимались скотоводством, охотой.
Горная территория Северного Кыргызстана была частью и центром культуры народов, ведших кочевой образ жизни на огромной территории, раскинувшейся от Енисея до Урала. Родственных народов этой эпохи из-за схожих исторических памятников называют представителями «андроновской культуры» (в селе Андроново, расположенном недалеко от города Ачи в Сибири, был обнаружен первый памятник этой культуры) . В Кыргызстане продолжают обнаруживаться места поселения, могильники, орудия труда, следы ирригационных систем и др. предметы украшения, относящиеся к андроновской культуре. Утварь, обнаруженная в селе Шамшы Кочкорской долины, является самым крупным памятником той эпохи. Роды и племена, принадлежащие к андроновской культуре, осваивали окраинные территории нынешнего Кыргызстана (горы, пастбища — Ак-Сай, Арпа) . Наскальные рисунки этой эпохи сохранились до наших дней. Ремесленники эпохи андроновской культуры умели ковать молоты, серпы, ножи и др. вещи из бронзы. Делали деревянные телеги, выделывали кожу, занимались гончарным ремеслом, освоили ткачество. ⇔∈∉∧∧㏒