1. Теологическая (божественная) теория происхождениягосударства и права - наиболее ранняя теория, возникшая из первоначальных религиозно- о происхождении мира. Поскольку мир сотворил Бог, то и государство и право имеютбожественное происхождение. Наиболее известным представителем этого учения является ученый-богословФома Аквинский (1225-1274).2. Патриархальная теория государства, выдвинутая еще Аристотелем, видит в государстве разросшуюсясемью, также опекающую своих подданных, как отец- своих детей. Государственная власть, в соответствии спатриархальной теорией, является как бы продолжателем отцовской власти, т.е. власть монарха, государядля народа - это как власть отца в семье.3. Договорная теория, или теория договорного происхождения государства и права, возникшая в ДревнейГреции (софисты, Эпикур, Гиппий - V-IV вв. до н.э.), была возрождена и переосмыслена в период кризисафеодализма в интересах формировавшегося в то время класса буржуазии. Ее представители (Дж. Лильберн,Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, А.Н. Радищев и др.) рассматривали государство и право какпродукт человеческого разума, а не божественной воли. Люди, выйдя из "естественного" (догосударственного) состояния, объединялись в государство на определенных условиях, оговоренных взаключенном ими добровольно и по взаимному согласию общественном договоре. Важнейшими из этихусловий признавались охрана государством частной собственности и обеспечение безопасностизаключивших договор индивидов. Если правители нарушают заключенный между ними и гражданамидоговор, то они могут быть лишены власти.4. Органическая теория представляет государство как некое подобие человеческого организма.Древнегреческий мыслитель Платон, например, сравнивал структуру и функции государства со сторонами человеческой души. Аристотель считал, что государство во многих отношениях напоминаетживой человеческий организм, и на этом основании отрицал возможность существования человека внегосударства. Как руки и ноги, отнятые от человеческого тела, не могут самостоятельно функционировать, таки человек не может существовать без государства. Крупнейший представитель этой теории Г. Спенсерутверждал, что государство является общественным организмом, состоящим из отдельных людей, подобнотому, как живой организм состоит из клеток. Если организм здоров, то клетки его функционируют нормально.Если клетки больны, то они снижают эффективность функционирования всего организма, т.е. государства.Государство и право есть продукт органической эволюции. Как в природе выживают наиболеепри так и в обществе в процессе войн и завоеваний происходит естественный отбор наиболеепри государств, функционирующих в соответствии с законом органической эволюции.5. Теория насилия. Наиболее характерные черты теории насилия изложены в работах Е. Дюринга, Л.Гумпловича, К. Каутского и др. В соответствии с этой теорией государство есть результат насилия, вражды,завоевания одних племен другими, насилие превращается в первооснову государства и права. Побежденноеплемя превращается в рабов, а победитель - в господствующий класс, появляется частная собственность,победители создают принудительный аппарат для управления побежденными, который превращается вгосударство. В истории известны реальные факты существования государств в результате завоевания однихнародов другими (например, Золотая Орда). Но абсолютизировать роль насилия в истории нельзя, так какмногие государства и правовые системы создавались в и создаются сейчас не в результатевнешнего завоевания или только насильственным путем.6. Психологическая теория сводит основные причины возникновения государства и права к тем или инымсвойствам психики людей, к биопсихическим инстинктам и т.д. Суть данной теории состоит в высшей арийской расы уничтожать целые народы и национальные меньшинства.7. Материалистическая (марксистская) теория исходит из того, что государство возникло, прежде всего, всилу экономических причин: общественного разделения труда, появления частной собственности, а затемраскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. На смену родоплеменнойорганизации приходит государство, а на смену родовым обычаям - право. Как объективный результат этихпроцессов возникает государство, которое специальными средствами подавления и органами, постояннозанимающимися управлением, сдерживает противоборство классов, обеспечивая преимущественноинтересы экономически господствующего класса. Поскольку государство возникло в результате деленияобщества на классы, то делался вывод о том, что государство есть исторически приходящее, временноеявление - оно возникло вместе с возникновением классов и т.ж. неизбежно должно отмереть вместе сисчезновением классов.