Перечень событий (процессов)
А) Третий крестовый поход
Б) монгольское нашествие на Северо-
Восточную Русь
В) создание единого Русского
Г) разделение Древнерусского государ-
государства
ства на отдельные княжества и
земли
Выберите одно событие (процесс) из перечня, а затем выполните задания 4-7,
рассматривая в каждом из заданий выбранное событие (процесс). Перед вы-
полнением каждого из заданий 4-7 укажите букву, которой выбранное событие
(процесс) обозначено в перечне. Указанные в заданиях 4-7 буквы должны быть
одинаковыми.
Выбранное событие (процесс): L (укажите букву в перечне).
Укажите две исторические личности, непосредственно связанные с выбранным
Вами событием (процессом).
Укажите одно любое действие каждой из этих личностей, в значительной степе-
ни повлиявшее на ход и (или) результат этого события (процесса).
ответ запишите в таблицу. А
Не следует указывать исторические личности, упомянутые в отрывке из исто-
рического источника в задании 2.
ответ:
Личности
Действия
2
Сходства:
• Была одна и та же столица
• Путь образования один и тот же – Ак Орда образовалась в результате распада Золотой Орды, и ханство Абулхаира образовалось в результате падения Ак Орды
• Был приблизительно один этнический состав из кыпчаков, найманов, карлуков, канглов, уйгуров и уйсуни и так далее
• Одинаковые причины падения, выраженные в междоусобице, династийных распрях и отсутствии прочных связей между разными частями государства (правда, ханство Абулхаира еще проводило гнет кочевников)
• И так жае как на обломках Ак Орды образовалось ханство Абулхаира, также на обломках ханства Абулхаира было создано Казахское ханство
Различия:
• Ханство Абулхаира образовалось в результате распада Ак Орды и продолжительных усобиц Джучидов, так что власть захватил Абулхаир
• В Ак Орде было два хана – один у западного крыла и другой – у восточного, а в ханстве Абулхаира был один и тот же хан на всю территорию
• Абулхаир вел множество завоевательных войн
Богатым горожанам католическая церковь с ее пышным богослужением и многочисленными религиозными праздниками казалась слишком дорогой. Городские богачи хотели уменьшить поборы на содержание служителей церкви и мечтали поживиться за счет ее богатств. Они презирали ленивых монахов и хотели закрыть монастыри. Зажиточные горожане требовали «дешевой церкви».
Крестьяне и городские бедняки не только боролись против католической церкви, но хотели уничтожить всех феодальных угнетателей.
Даже многие феодалы выступали за реформу церкви. Используя всеобщее недовольство, они стремились отобрать у духовенства его земли и богатства. Князья хотели, чтобы церковь в каждом княжестве подчинялась не папе, а князю. С церкви они смогли бы еще сильнее угнетать народ и укрепить свою власть. Рыцари мечтали захватить церковные земли.
2. «Удар молнии в бочку с порохом». Наступил 1517 год... Папа вновь послал в Германию монахов с ворохом индульгенций. Нередко на рыночной площади можно было слышать зычный голос: «Гоните монету ваших родных и близких! Как только на дне моей кружки зазвенит монета, душа грешника окажется в раю».
Против бессовестной продажи индульгенций выступил ученый монах Мартин Лютер, профессор университета в городе Bum-тенберге. Он вывесил на дверях университетской церкви свое
223обращение к верующим — «95 тезисов». В нем Лютер осуждал торговлю индульгенциями и вызывал на спор всех, кто с ним не согласен. Выступление Лютера всколыхнуло всю страну. По словам Ф. Энгельса, оно было подобно «удару молнии в бочку с порохом».
Лютер выражал интересы богатых горожап, добивавшихся «дешевой церкви». Вскоре он заявил, что церковь может существовать и без папы, а также выразил согласие со многими выводами в учении Яна Гуса. Лютер предложил не посылать больше денег в Рим и призвал к решительной борьбе против римского папы.
Когда весть о выступлении Лютера дошла до Рима, папа обвинил в ереси «дерзкого вит-тенбергского монаха». Он прислал грамоту, в которой предал Лютера проклятию. Но почти нигде не удавалось ее отпечатать, папских послов всюду встречали угрозами и насмешками. Поддержка народа придала Лютеру смелости: он объявил самого папу еретиком и в присутствии студентов университета сжег папскую грамоту на костре. Этим он окончательно порвал с католической церковью.
Император вызвал Лютера на съезд князей, представителей рыцарей и городов. Когда Лютер появился перед этим собранием, от него решительно потребовали отречься от своих взглядов. Но он занял твердую позицию и заявил: «На этом я стою и не могу иначе!» Император попытался арестовать Лютера, но 300 рыцарей встали на его защиту, а один из князей спрятал его в своем замке.
Выступление Лютера было началом реформации — борьбы за переустройство (реформу) церкви. В реформации приняли участие большинство горожан, крестьян, рыцарей и часть князей.
Но скоро богатые горожане испугались нараставшего в стране народного движения. Лютер стал призывать народ подчиняться любой, даже самой жестокой власти.
3. Мюнцер поднимает народ на борьбу. Вождем народного движения был Томас Мюнцер (1493—1525). В молодости Мюнцер много учился. Он был высокообразованным для того времени человеком. Чтобы открыто выступать перед народом, он стал священником. Всю свою короткую жизнь Мюнцер прожил среди трудового народа и хорошо знал его горести и надежды.
224
Рис. 128. Мартип Лютер. Гравюра XVI века.Рис. 129. Лютер сжигает папскую грамоту в Виттенберге.
Гравюра XVII века.
Борьбу против католической церкви Мюнцер начал раньше Лютера. Он клеймил позором священников, которые думали только о наполнении своих карманов. Когда началась реформация, Мюнцер поддержал Лютера. Но вскоре он стал осуждать Лютера, называл его «тихоходом» и «обманщиком» за то, что Лютер боялся революционной борьбы народа. «Если сторонники Лютера не хотят идти дальше нападок на попов и монахов, то им не следовало и браться за дело»,— утверждал Мюнцер.
Мюнцер горел ненавистью ко всем угнетателям народа — князьям, рыцарям, богатым горожанам. Он выступал перед толпами крестьян и городских бедняков с призывами уничтожить феодальный строй и вооруженной борьбой установить такой порядок, при котором не будет ни бедных, ни богатых. «Вся власть должна быть отдана трудовому народу»,— не раз говорил Мюнцер. Он заявлял, что будет продолжать дело таборитов.