Преобразование России в первой четверти 18 века связаны с именем Петра 1, сына царя Алексея Михайловича и его второй жены Натальи Кирилловны Нарышкиной.
Петр обладал выдающимися умственными железной волей и неиссякаемой энергией. Он постоянно и целеустремленно учился. Недаром Петр 1 носил перстень с надписью: «Аз есмь в чину умных и учащих мя требую».
Культурный процесс, который берет начало в петровское время, носит характер столь радикального обновления, что в литературе часто используются термины «поворот», «переворот». Казалось, что в последние годы 17 века Россия во многом еще сохраняла облик и ценности древней и средневековой Руси. И вдруг это море все заполнявшей средневековой традиции словно ушло, обнажив дно. И ото всюду со сказочной быстротой появлялись новые побеги, ничем не похожие на прежние. Сразу пришло столько нового: быт, одежда, манеры, войско, мораль, даже столица. Если еще в 17 веке наблюдаются лишь первые попытки, опыты изображения внутренней жизни человека, его помыслов, страстей, стремлений, добродетелей и пороков, то в начале 18 столетия в этом плане далеко шагнули вперед. Это относится к литературе, науке, образованию, живописи, скульптуре, к культуре в целом. Характерно для этого времени стремление к светскости, гуманистическому восприятию действительности.
Россия уже в этом столетии ускоренными темпами начинает ликвидировать отставание в культурном развитии, столь характерное для столетий. Отечественные ученые и писатели, поэты и живописцы, архитекторы и скульпторы сделали возможным титанический взлет русской культуры, произошедший в следующем столетии, которое с полным основанием называется золотым веком отечественной культуры.
Преобразования первой четверти 18 века в области образования и культуры дали новую жизнь России. Открываются школы, издаются учебные пособия, словари, буквари. Люди становятся образованными.Главными чертами развития культуры в эпоху Петра 1 стали усиление ее светских начал и активное проникновение западноевропейских образов.
1. 1. Эпоха Петра Великого.
«То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник», - писал о Петре 1 А. С. Пушкин. И недаром. Петр хорошо знал историю, математику, артиллерийское дело, кораблестроение, охотно занимался физическим трудом. Он в совершенстве владел различными профессиями: был отличным корабельным мастером и матросом, умел чинить сложные механизмы и шить сапоги, выполнять хирургические операции и лечить зубы.
При изучении русской культуры первых десятилетий 18 века нельзя не учитывать характер личности Петра 1, этого «действительного великого человека», по словам Ф.Энгельса?. Его энергия и целеустремленность, образованность, практические знания, интерес к отечественной истории и сознательное стремление к европеизации России, наконец, изменение самого представления о деятельности, степенности, принятых прежде при царском дворе, несомненно влияли на дух и темпы преобразований. Но взойдя на престол, Петр Великий, начал, казалось бы, с забавы. В 1699 году он устроил сразу два новогодних праздника: первое сентября, согласно обычаю, отметили наступление 7208 года от сотворения мира, а уже 20 декабря того же года вышел указ о переходе на европейское летоисчисление - от Рождества Христова. На подготовку к празднику отводилось всего 11 дней, а прекословить себе Петр не разрешал никогда и никому.
С 1700 года в России началось не просто новое летоисчисление, но и новая эпоха, вошедшая под именем Петра Великого.
Петровская эпоха занимает важное место в истории культуры России, поскольку в это время произошел крутой перелом в культурной жизни, имевший далеко идущие последствия для судеб отечественной культуры.
Петр 1, приверженец западного пути развития, предпринял глубокое реформирование российского общества. Россия, едва известная Западу, была возведена в ранг европейской державы.
Пафос и мотивы деятельности Петра Великого лучше всего выразил сам в обращении к русской армии накануне Полтавской битвы: «Воины, пришел час, который решит судьбу Отечества. Итак, не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное… а о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, только жила бы Россия!» то есть не личная власть и слава, а служение России было делом жизни царя.
Из войны Советский Союз вышел экономически значительно ослабленным. За время войны было разрушено 1710 населенных пунктов городского типа и 70 тысяч деревень и селений, 25 млн. человек потеряли крышу над головой. Громадный ущерб понесли промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Многие заводы Казахстана, выполнявшие исключительно военные заказы, в новых условиях перешли на выпуск мирной продукции.
Последствия войны оказались нелегкими и для Казахстана. На заводах, фабриках и в сельском хозяйстве не хватало рабочих рук. Рабочие и специалисты, эвакуированные в годы войны в Казахстан, вернулись на родину. Многие погибли на фронте. В республике повсеместно стали создаваться школы и училища трудовых резервов. Пополнение шло и за счет демобилизованных воинов. Казахстан оказывал посильную районам, пострадавшим во время оккупации.
В 1946-1952 гг. в республике было налажено производство стального проката, искусственного волокна для предприятий черной и цветной металлургии, горнорудной и угольной промышленности. Большое развитие получила черная металлургия. В 1947 году дал свой первый цинк Усть-Каменогорский СЦК, велось строительство угольного разреза Экибастузского бассейна.
Были продолжены работы по увеличению мощностей Балхашского медеплавильного завода. Вводились в строй новые нефтепромыслы Эмбенского бассейна. Развивалась легкая и пищевая промышленность. В эти годы в Казахстане создавалась своя мощная индустриальная база. Развитие индустрии в Казахстане стимулировало развитие транспортной сети. Были телефонизированы все районные центры. Изменения в экономической жизни республики привели к росту рядов квалифицированных рабочих.
Первый послевоенный год оказался тяжелым для сельского хозяйства республики. Многие районы были охвачены засухой. 19 сентября 1946 года было принято Постановление Совмина и ЦК ВКП(б) об устранении перегибов в отношении колхозов и совхозов. Колхозам Казахстана была возвращена задолженность, стала налаживаться система подготовки и переподготовки кадров, МТС получили новую технику, произошло укрупнение колхозов. Увеличилось общее поголовье скота, расширились площади орошаемых земель. Однако сельское хозяйство республики, как и всего СССР, не смогло удовлетворить потребность народа в продовольствии, а промышленность – в сырье.
Введение.
1.Эпоха Петра Великого.
2. Культура петровского времени.
3. Образование.
4. Книжное дело.
Заключение.
Список используемой литературы.
Введение.
Преобразование России в первой четверти 18 века связаны с именем Петра 1, сына царя Алексея Михайловича и его второй жены Натальи Кирилловны Нарышкиной.
Петр обладал выдающимися умственными железной волей и неиссякаемой энергией. Он постоянно и целеустремленно учился. Недаром Петр 1 носил перстень с надписью: «Аз есмь в чину умных и учащих мя требую».
Культурный процесс, который берет начало в петровское время, носит характер столь радикального обновления, что в литературе часто используются термины «поворот», «переворот». Казалось, что в последние годы 17 века Россия во многом еще сохраняла облик и ценности древней и средневековой Руси. И вдруг это море все заполнявшей средневековой традиции словно ушло, обнажив дно. И ото всюду со сказочной быстротой появлялись новые побеги, ничем не похожие на прежние. Сразу пришло столько нового: быт, одежда, манеры, войско, мораль, даже столица. Если еще в 17 веке наблюдаются лишь первые попытки, опыты изображения внутренней жизни человека, его помыслов, страстей, стремлений, добродетелей и пороков, то в начале 18 столетия в этом плане далеко шагнули вперед. Это относится к литературе, науке, образованию, живописи, скульптуре, к культуре в целом. Характерно для этого времени стремление к светскости, гуманистическому восприятию действительности.
Россия уже в этом столетии ускоренными темпами начинает ликвидировать отставание в культурном развитии, столь характерное для столетий. Отечественные ученые и писатели, поэты и живописцы, архитекторы и скульпторы сделали возможным титанический взлет русской культуры, произошедший в следующем столетии, которое с полным основанием называется золотым веком отечественной культуры.
Преобразования первой четверти 18 века в области образования и культуры дали новую жизнь России. Открываются школы, издаются учебные пособия, словари, буквари. Люди становятся образованными.Главными чертами развития культуры в эпоху Петра 1 стали усиление ее светских начал и активное проникновение западноевропейских образов.
1. 1. Эпоха Петра Великого.
«То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник», - писал о Петре 1 А. С. Пушкин. И недаром. Петр хорошо знал историю, математику, артиллерийское дело, кораблестроение, охотно занимался физическим трудом. Он в совершенстве владел различными профессиями: был отличным корабельным мастером и матросом, умел чинить сложные механизмы и шить сапоги, выполнять хирургические операции и лечить зубы.
При изучении русской культуры первых десятилетий 18 века нельзя не учитывать характер личности Петра 1, этого «действительного великого человека», по словам Ф.Энгельса?. Его энергия и целеустремленность, образованность, практические знания, интерес к отечественной истории и сознательное стремление к европеизации России, наконец, изменение самого представления о деятельности, степенности, принятых прежде при царском дворе, несомненно влияли на дух и темпы преобразований. Но взойдя на престол, Петр Великий, начал, казалось бы, с забавы. В 1699 году он устроил сразу два новогодних праздника: первое сентября, согласно обычаю, отметили наступление 7208 года от сотворения мира, а уже 20 декабря того же года вышел указ о переходе на европейское летоисчисление - от Рождества Христова. На подготовку к празднику отводилось всего 11 дней, а прекословить себе Петр не разрешал никогда и никому.
С 1700 года в России началось не просто новое летоисчисление, но и новая эпоха, вошедшая под именем Петра Великого.
Петровская эпоха занимает важное место в истории культуры России, поскольку в это время произошел крутой перелом в культурной жизни, имевший далеко идущие последствия для судеб отечественной культуры.
Петр 1, приверженец западного пути развития, предпринял глубокое реформирование российского общества. Россия, едва известная Западу, была возведена в ранг европейской державы.
Пафос и мотивы деятельности Петра Великого лучше всего выразил сам в обращении к русской армии накануне Полтавской битвы: «Воины, пришел час, который решит судьбу Отечества. Итак, не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное… а о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, только жила бы Россия!» то есть не личная власть и слава, а служение России было делом жизни царя.
Из войны Советский Союз вышел экономически значительно ослабленным. За время войны было разрушено 1710 населенных пунктов городского типа и 70 тысяч деревень и селений, 25 млн. человек потеряли крышу над головой. Громадный ущерб понесли промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Многие заводы Казахстана, выполнявшие исключительно военные заказы, в новых условиях перешли на выпуск мирной продукции.
Последствия войны оказались нелегкими и для Казахстана. На заводах, фабриках и в сельском хозяйстве не хватало рабочих рук. Рабочие и специалисты, эвакуированные в годы войны в Казахстан, вернулись на родину. Многие погибли на фронте. В республике повсеместно стали создаваться школы и училища трудовых резервов. Пополнение шло и за счет демобилизованных воинов. Казахстан оказывал посильную районам, пострадавшим во время оккупации.
В 1946-1952 гг. в республике было налажено производство стального проката, искусственного волокна для предприятий черной и цветной металлургии, горнорудной и угольной промышленности. Большое развитие получила черная металлургия. В 1947 году дал свой первый цинк Усть-Каменогорский СЦК, велось строительство угольного разреза Экибастузского бассейна.
Были продолжены работы по увеличению мощностей Балхашского медеплавильного завода. Вводились в строй новые нефтепромыслы Эмбенского бассейна. Развивалась легкая и пищевая промышленность. В эти годы в Казахстане создавалась своя мощная индустриальная база. Развитие индустрии в Казахстане стимулировало развитие транспортной сети. Были телефонизированы все районные центры. Изменения в экономической жизни республики привели к росту рядов квалифицированных рабочих.
Первый послевоенный год оказался тяжелым для сельского хозяйства республики. Многие районы были охвачены засухой. 19 сентября 1946 года было принято Постановление Совмина и ЦК ВКП(б) об устранении перегибов в отношении колхозов и совхозов. Колхозам Казахстана была возвращена задолженность, стала налаживаться система подготовки и переподготовки кадров, МТС получили новую технику, произошло укрупнение колхозов. Увеличилось общее поголовье скота, расширились площади орошаемых земель. Однако сельское хозяйство республики, как и всего СССР, не смогло удовлетворить потребность народа в продовольствии, а промышленность – в сырье.