Несмотря на то что царь изначально был полностью на стороне патриарха Никона и поддерживал его реформы, наступил момент, когда и среди них произошло разногласие. Каким бы мягким ни был царь, и он стал противиться чересчур зарвавшемуся патриарху.
Протолкнув реформирование богослужений, инициировав перепись церковных книг и в целом поменяв церковные каноны, Никон посягнул на высоту государственной власти. Он считал, что власть церковная должна быть выше, нежели власть государственная, а царь и весь двор должен быть в подчинении у Церкви. Очевидно, что такое положение вещей не устраивало царя.
Результатом такого расхождения взглядов стал открытый конфликт царя и патриарха. Гордый и тщеславный Никон самовольно удалился в Новоиерусалимский монастырь под Москвой, ожидая, что царь одумается и придет просить прощения. На некоторое время вся Церковь осталась без предводителя.
В конце 1666 года царь при греческих патриархов сумел официально лишить Никона сана, опираясь на его самоустранение и невыполнение положенного служения. Впоследствии Никон и вовсе был сослан в ссылку, что послужило важным фактором становления верховенства государственной власти на Руси над церковной.
Суд над патриархом Никоном
Церковный собор в 1667 году официально признал единственно верным новый обряд, вошедший в церковный обиход при патриархе Никоне. Несмотря на то что сам бывший Патриарх уже не был при власти, его нововведения дали свои плоды. Староверство при этом было предано анафеме.
Именно этот церковный собор стал основополагающим в отношении к староверам. Предводители этого течения и его активные участники, такие как протопоп Аввакум и приближенные к нему, были преданы анафеме, отлучены от церковного общения и лишены священнического сана.
Далее последовало длительное мучительное заключение на целых 14 лет в земляных ямах, где староверы сумели организовать целую подпольную сеть, через которую обменивались информацией и продолжали распространять свое учение.
По пришествию к власти царя Федора Алексеевича гонения на староверов только усилились. Кроме арестов и ограничения свободы, начались и казни. Так, показательно и при всем честном народе был сожжен на костре протопоп Аввакум вместе со своими ближайшими соратниками. Эта казнь вызвала новую волну несогласия, когда во многих уголках России начали происходить самосожжения староверов.
Все раскольники подвергались суровым наказаниям
Те, кто сумел избежать казни и ареста, уходили из городов в леса и небольшие поселения. Люди искренне верили, что в городах наступает царство антихриста и что православная вера там погибла. Стараясь сохранить веру предков, староверы уходили в глухое подполье, организовывали свои общины.
Эти поселения чаще всего возникали в отдаленных землях, в условиях тяжелых и крайне стесненных. Такие раскольничьи общины стали настоящим вызовом и бунтом против насильственной государственной политики
Коперник Николай (1473—1543), польский астроном, создатель гелиоцентрической системы Вселенной.
Родился 19 февраля 1473 г. в городе Торунь на севере Польши.
Получивший разностороннее образование в Польше и Италии, Коперник стал одним из самых ярких представителей польской научной и общественной мысли позднего Средневековья. Он занимался математикой, медициной, инженерным делом, поэзией и переводами.
Для экономической мысли были важны идеи Коперника о необходимости «исправления» монет, установления единых правил чеканки для борьбы против обесценивания.
Но наиболее известным вкладом учёного в науку стала разработка новой картины мира. Наблюдения за движением небесных тел привели Коперника к выводу о неверности учения, утверждающего, что Земля неподвижна, а вокруг неё обращаются Солнце, Луна и звёзды. На смену геоцентрической (землецентрической) схеме мироздания он выдвинул гелиоцентрическую (солнцецентрическую), согласно которой небесные тела, включая Землю, обращаются вокруг Солнца
Результаты реформы
Несмотря на то что царь изначально был полностью на стороне патриарха Никона и поддерживал его реформы, наступил момент, когда и среди них произошло разногласие. Каким бы мягким ни был царь, и он стал противиться чересчур зарвавшемуся патриарху.
Протолкнув реформирование богослужений, инициировав перепись церковных книг и в целом поменяв церковные каноны, Никон посягнул на высоту государственной власти. Он считал, что власть церковная должна быть выше, нежели власть государственная, а царь и весь двор должен быть в подчинении у Церкви. Очевидно, что такое положение вещей не устраивало царя.
Результатом такого расхождения взглядов стал открытый конфликт царя и патриарха. Гордый и тщеславный Никон самовольно удалился в Новоиерусалимский монастырь под Москвой, ожидая, что царь одумается и придет просить прощения. На некоторое время вся Церковь осталась без предводителя.
В конце 1666 года царь при греческих патриархов сумел официально лишить Никона сана, опираясь на его самоустранение и невыполнение положенного служения. Впоследствии Никон и вовсе был сослан в ссылку, что послужило важным фактором становления верховенства государственной власти на Руси над церковной.
Суд над патриархом Никоном
Церковный собор в 1667 году официально признал единственно верным новый обряд, вошедший в церковный обиход при патриархе Никоне. Несмотря на то что сам бывший Патриарх уже не был при власти, его нововведения дали свои плоды. Староверство при этом было предано анафеме.
Именно этот церковный собор стал основополагающим в отношении к староверам. Предводители этого течения и его активные участники, такие как протопоп Аввакум и приближенные к нему, были преданы анафеме, отлучены от церковного общения и лишены священнического сана.
Далее последовало длительное мучительное заключение на целых 14 лет в земляных ямах, где староверы сумели организовать целую подпольную сеть, через которую обменивались информацией и продолжали распространять свое учение.
По пришествию к власти царя Федора Алексеевича гонения на староверов только усилились. Кроме арестов и ограничения свободы, начались и казни. Так, показательно и при всем честном народе был сожжен на костре протопоп Аввакум вместе со своими ближайшими соратниками. Эта казнь вызвала новую волну несогласия, когда во многих уголках России начали происходить самосожжения староверов.
Все раскольники подвергались суровым наказаниям
Те, кто сумел избежать казни и ареста, уходили из городов в леса и небольшие поселения. Люди искренне верили, что в городах наступает царство антихриста и что православная вера там погибла. Стараясь сохранить веру предков, староверы уходили в глухое подполье, организовывали свои общины.
Эти поселения чаще всего возникали в отдаленных землях, в условиях тяжелых и крайне стесненных. Такие раскольничьи общины стали настоящим вызовом и бунтом против насильственной государственной политики
Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/tserkovnaya-reforma-nikona.html
Объясн
Коперник Николай (1473—1543), польский астроном, создатель гелиоцентрической системы Вселенной.
Родился 19 февраля 1473 г. в городе Торунь на севере Польши.
Получивший разностороннее образование в Польше и Италии, Коперник стал одним из самых ярких представителей польской научной и общественной мысли позднего Средневековья. Он занимался математикой, медициной, инженерным делом, поэзией и переводами.
Для экономической мысли были важны идеи Коперника о необходимости «исправления» монет, установления единых правил чеканки для борьбы против обесценивания.
Но наиболее известным вкладом учёного в науку стала разработка новой картины мира. Наблюдения за движением небесных тел привели Коперника к выводу о неверности учения, утверждающего, что Земля неподвижна, а вокруг неё обращаются Солнце, Луна и звёзды. На смену геоцентрической (землецентрической) схеме мироздания он выдвинул гелиоцентрическую (солнцецентрическую), согласно которой небесные тела, включая Землю, обращаются вокруг Солнца